Убить двух зайцев: зачем Польша и Литва провоцируют конфликт на границе с Беларусью
Андрей Локтионов
Польша вместе с республиками Прибалтики продолжает нагнетать обстановку на границах с Беларусью, стягивая туда все больше войск и техники. Кроме этого, вполне возможно, что в ближайшем будущем они заблокируют все погранпереходы со своей стороны, даже несмотря на перспективу этой мерой вогнать в глубочайший кризис экономики всех стран Европы. Если проанализировать, для чего и в интересах кого именно это делается, то подобные истеричные «телодвижения» перестают напоминать бред сумасшедшего.
Закономерность, уже ставшая привычной: как только Польша решает перебросить к границе с Беларусью очередной свой воинский контингент, в СМИ моментально реанимируется «вечнозеленая» тема защиты так называемого Сувалкского коридора. В остальное время судьба этого примерно 100-километрового участка на стыке польской и литовской границ, кажется, мало кого беспокоит.
Лишним (хотя, конечно же, и не признаваемым официально) свидетельством того, что ни поляки, ни литовцы не верят ни в какую российскую (или белорусскую) агрессию, можно считать и то, что потенциальные «жертвы» под панические лозунги с удивительной легкостью расстаются с массой своих вооружений, отправляемых на Украину.
Ради пущего убеждения общественности в «воинственных намерениях восточного соседа» вдобавок к Сувалкскому теперь добавляют и Брестский коридор (который для разнообразия именуют еще Брестскими воротами) — 80-километровый отрезок польско-белорусской границы от реки Нарев до Западного Буга.
В последнее время появилась еще одна, также обещающая стать долгоиграющей страшилка — присутствие в Беларуси ЧВК «Вагнер».
Причем Варшава якобы настолько трепещет перед четырьмя или пятью тысячами «музыкантов», не имеющих ни авиации, ни артиллерии, ни тяжелой техники, что собирается дополнительно разместить на своих восточных рубежах 10-тысячный воинский контингент, оснащенный новейшими американскими танками и вертолетами, турецкими беспилотниками, польскими самоходными минометами и прочим.
Ну и самое забавное: если верить министру обороны Польши Мариушу Блащаку, вся эта мощь направлена также на афро-азиатских мигрантов, которых «склонит к нелегальному пересечению границы белорусский режим».
Стоит обратить внимание и на решение Варшавы о создании оперативной группировки войск (вероятнее всего, в размере пехотной бригады) «Подлясье», которая будет действовать на фронте шириной 400 и глубиной 150 километров вдоль белорусской границы. Уже назначен ее командир — полковник Аркадиуш Миколайчик.
Он успел раскрыть секрет, во всеуслышание сообщив, что в его распоряжении будут наиболее обученные подразделения Войска Польского, имеющие опыт, приобретенный как внутри страны, так и за ее пределами.
Правда, о боевых действиях этих военных против соотечественников ничего не известно. Участие же в заграничных миссиях НАТО подразумевало разве что стычки с иракскими или афганскими партизанами, но никак не полномасштабный военный конфликт с противником, имеющим в арсенале новейшие вооружения. Так что не совсем понятно, о каком именно опыте он говорит.
Зато на командование «Подлясья», как это подтвердил и Блащак, возлагается ответственность за «анализ ситуации на границе и того, что происходит по ее другую сторону». Если перевести на нормальный язык, «миколайчики» будут заниматься армейской разведкой в отношении соседнего государства. Но не только.
«Эта группировка сможет "дать немедленный военный ответ" в случае угрозы инцидента, то есть наша готовность не будет измеряться днями, часами и минутами», — отметил командующий силами территориальной обороны Польши генерал-лейтенант Веслав Кукула.
На подмогу к «старшему брату» немедленно поспешили и прибалты, хотя военные возможности у Литвы с Латвией, конечно, пожиже.
Тем не менее Государственная погранохрана Латвии уже сообщила о срочной мобилизации своих сотрудников на границе с Беларусью. Пограничникам прекратили выдавать отпуска, а тех, кто успел воспользоваться этой возможностью, срочно отзывают обратно на службу. На юго-восток страны стягиваются части регулярной армии: глава Минобороны Инара Мурниеце в качестве причины назвала «растущую гибридную угрозу на фоне увеличения попыток пересечь границу со стороны Беларуси».
Увеличить численность своих солдат на белорусском направлении намерена и Литва. Командующий Службой охраны государственной границы Рустам Любаев признал, что в настоящее время ситуация в приграничных регионах «стабильная, хотя и остается напряженной». Мол, повысилась вероятность провокаций, причиной тому — все тот же «Вагнер» в Беларуси.
К чему вся эта игра мускулами у рубежей Союзного государства? Думается, Варшава тем самым преследует сразу несколько целей.
Прежде всего следует помнить о намеченных на 15 октября парламентских выборах в Польше. И правящая вот уже восемь лет кряду партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского отнюдь не намерена уступать власть. Поэтому консерваторы к означенному сроку будут нагнетать обстановку до максимально возможного уровня. Тема «неспокойной белорусской границы» в этом отношении предоставляет массу возможностей. Вплоть до назначения в день голосования референдума на удивительную тему — о сносе только что возведенной стены на востоке страны.
Помимо внутреннего пользования провоцирование напряженности на рубежах с Беларусью способствует также удовлетворению внешнеполитических амбиций Варшавы. Например, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин напрямую связал происходящее со специальной военной операцией на Украине.
Дескать, концентрируя свои войска на подступах к Беларуси, поляки стремятся не допустить возможного удара с ее территории российской армии по ВСУ в обход Днепра, который в этом случае не потребуется форсировать.
Не исключают аналитики и возможность организации Польшей непосредственных вооруженных провокаций против Беларуси. Прежде всего с помощью маргиналов из формирований вроде «полка имени Кастуся Калиновского». Агрессия извне становится единственной возможностью повлиять на положение в стране, которую раскачивать изнутри больше некому.
Решится ли Польша на вторжение в Беларусь собственными силами? Подавляющее большинство экспертов в такое развитие событий откровенно не верят. Ведь это автоматически означало бы открытый конфликт с Россией, которая непременно вступится за своего союзника. А к по-настоящему большой войне пока не готовы ни партнеры Варшавы по блоку НАТО, ни сами поляки.
Тем более что у них есть возможности попытаться повлиять на Минск не столь радикальными способами, самый перспективный из которых подразумевает частичное или даже полное закрытие границ.
Уже 18 августа Литва намерена прекратить функционирование двух КПП — «Шумскас» и «Твярячус» — из шести, имеющихся у нее на белорусском направлении. Как пространно объясняется, «в связи с геополитическими обстоятельствами и угрозами». А министр внутренних дел республики Агне Билотайте заявила, что страны Балтии вместе с Польшей 28 августа обсудят и полное закрытие границы с Беларусью.
Упоминалось также о прекращении железнодорожного сообщения, что уже напрямую угрожает интересам РФ — ведь под эту сурдинку литовцы могут перекрыть грузовой и пассажирский транзит в Калининградскую область, к чему уже давно стремятся.
Да и вообще, закрыв границу, можно разом убить двух зайцев: насолить Минску с Москвой, а заодно прекратить шоп-туры собственных граждан в Беларусь. Ведь оказываясь в тамошних магазинах, литовцы с поляками неизбежно сравнивают цены и приходят к выводам не в пользу властей своих стран.
Конечно, если блокада все же состоится, это, мягко говоря, не лучшим образом отразится в первую очередь на экономике Польши (прибалтийским уже мало что навредит, ибо покойникам ничего не страшно). Последствия могут быть похлеще тех, которые наступили после запрета Россией движения польских фур по своей территории в ответ на аналогичные действия Варшавы.
Первоначальная ирония со стороны поляков быстро сменилась паническими воплями, когда выяснилось истинное значение российских автотрасс для их страны. Как, кстати, и для всей Европы — ведь Россия является ключевым транзитным маршрутом для идущих в ЕС товаров из Китая. То же самое можно сказать и о дорогах Беларуси. Так что если вариант «стоп-граница» кому-то и выгоден, то разве что США, которые усиленно грабят сейчас Старый Свет.
Впрочем, нынешние польские власти уже не раз демонстрировали готовность жертвовать даже ключевыми национальными интересами в угоду Вашингтону. А уж неизбежные катастрофические последствия для других стран Евросоюза в случае закрытия границы с Беларусью Польшу вообще не заботят.