Тайны кишиневского двора: «евроинтеграторы» начали грызню за пост мэра столицы Молдовы
Максим Камеррер
В Молдове стартовала избирательная кампания к всеобщим муниципальным выборам, которые состоятся в ноябре. Правящая партия PAS делает все возможное, чтобы задушить в зародыше любые попытки оппозиции победить: подконтрольный «евроинтеграторам» ЦИК на ходу меняет правила регистрации участников, снимаются неугодные кандидаты, проводятся манипуляции с электоральной базой. Особое значение для действующих властей имеет пост мэра Кишинева, борьбу за который, скорее всего, поведут конкуренты на проевропейском поле.
После двухлетнего перерыва Молдова вновь входит в период избирательных кампаний. Осенью в стране пройдут всеобщие местные выборы, которые рассматриваются всеми участниками как своеобразная подготовка к президентским и парламентским выборам (в 2024-м и в 2025-м годах соответственно). Естественно, эти сроки останутся действительными, если не произойдет каких-нибудь внеплановых событий, таких как отставка или импичмент Майи Санду или роспуск парламента.
Итоги осеннего голосования продемонстрируют реальную расстановку политических сил в стране, ведь различные соцопросы не могут дать объективную картинку, так как их объективность зачастую зависит от заказчика. Именно поэтому для действующей сегодня в Молдове власти крайне важно продемонстрировать — в первую очередь своим западным кураторам, — что они справляются с возложенными на них задачами, заслуживая и далее оставаться в качестве колониальной администрации.
В противном случае на последующих выборах Майе Санду и партии «Действие и солидарность» (PAS) быстро найдут замену — уж тех, кто желает занять «хлебные» места, предостаточно. Соответственно их соперниками станут не только оппозиция, но и «соратники» по «евроинтеграции».
Несмотря на это, PAS на пост мэра Кишинева выдвинула Лилиана Карпа — откровенно слабого кандидата, который (и это признается всеми) ничего из себя не представляет и не может похвастаться какими-либо выдающимися качествами. Очевидно, что это очередное проявление кадрового голода — визитной карточки нынешней власти.
За последний год Карп сблизился с главой PAS Игорем Гросу, которому, видимо, поручено сформировать команду для предстоящей избирательной кампании. В правящей партии снова подошли к подбору кандидатов по принципу лояльности и уверены, что смогут провести выборы по отработанной схеме, применяя административный ресурс для продвижения своих людей и «удушения» электоральных конкурентов.
Судя по всему, главным соперником Карпа станет действующий мэр Кишинева Ион Чебан, который был избран на этот пост при поддержке оппозиционной Партии социалистов.
Однако практически сразу после победы градоначальник стал дистанцироваться от ПСРМ, где ранее являлся секретарем по идеологии, и начал «дрейфовать» в сторону «евроинтеграторов». Он заявил, что государственным языком в Молдове является румынский и что он придерживается прозападных взглядов. Регулярными стали встречи Чебана с послом США в Молдове и декларации о сотрудничестве.
Видимо, это «партнерство» направлено на передачу территории бывшего республиканского стадиона под строительство нового посольства США. Кроме того, созданная Чебаном политическая партия Национальное альтернативное движение (MAN) объявила о своем проевропейском курсе, а один из депутатов парламента, переметнувшийся в ее ряды из ПСРМ, уже несколько раз голосовал солидарно с членами PAS.
Тем не менее, став предателем для левых политических сил, Чебан так и не сделался своим для правых и тем более для правящей партии, которая справедливо рассматривает его как главное препятствие к тому, чтобы посадить Карпа в кресло мэра Кишинева и взять под полный контроль столицу Молдовы.
Препятствия на своем пути PAS намерена устранять самым решительным образом.
Центризбирком Молдовы, две трети членов которого назначены правящей партией, в рамках подготовки к местным выборам начал вносить какие-то непонятные, если не сказать сомнительные послабления кандидатам на выборные должности. Например, ЦИК почему-то отменил для них запрос и необходимость предъявления сертификата, выдаваемого Национальным органом проверки неподкупности. Вместо него потенциальные чиновники будут самостоятельно подавать декларацию о том, что они «кристально чисты».
Другой пример — отмена штампа «votat» («проголосовал») во вкладыше к удостоверению личности, который проставлялся при получении бюллетеня на избирательном участке. ЦИК считает, что это несовременно и не так уж защищает от многократного голосования. Есть и другие моменты вроде возможности двухдневного периода волеизъявления. Все это в совокупности не добавляет доверия к подконтрольному PAS Центризбиркому.
Действия ЦИК вызывают стойкое ощущение, что процедуру выборов кромсают под «кого надо», определенного то ли в президентуре, то ли в офисе PAS, то ли в правительстве, а потому мнение граждан уже как бы вторично и служит только для формализации принятого решения.
Еще одним шагом по «закручиванию гаек» стало заявление ЦИК о том, что с момента начала предвыборного периода и до утверждения результатов голосования поставщики медиа-услуг, вещательные компании и рекламодатели будут иметь право транслировать только сообщения, представляющие общественный интерес и одобренные Центризбиркомом, пообещав публиковать эту информацию у себя на сайте.
В ответ на это Чебан сообщил, что приостанавливает публикации о деятельности мэрии до получения разъяснений. Если подтвердится, что даже новости о работе муниципальных органов нельзя обнародовать, то это будет, по сути, введением тотальной цензуры.
Также мэр Кишинева выступил с заявлением о подготовке фальсификаций: по его словам, ЦИК уменьшила количество избирательной базы в столице и начала менять численность населения в районах города.
Многие не исключают того, что в конце сентября — начале октября Чебана просто не допустят к выборам и таким образом PAS обеспечит себе контроль над Кишиневом, поскольку другие политические силы, в том числе социалисты, не смогут здесь серьезно конкурировать с правящей партией.
Выборы в столице могут быть выиграны кандидатом от PAS только при давлении на ЦИК и снятии всех серьезных конкурентов, как это произошло год назад в Бельцах (втором по величине городе Молдовы), где после победы в первом туре с результатом 48% с гонки была снята кандидат от «Шор» Марина Таубер. В июне эту партию запретили решением Конституционного суда, а в парламенте был принят законопроект, не позволяющий ее представителям баллотироваться на выборные должности на срок от трех до пяти лет. Также все руководители местных органов власти в Гагаузской автономии, в Оргеевском и Тараклийском районах были объявлены независимыми.
Очевидно, что эти решения приняты в связи с тем, что «Шор» превратилась в главную и наиболее популярную оппозиционную партию Молдовы, и ее участие в выборах только подтвердило бы это.
Но, судя по всему, PAS намерена 5 ноября любыми способами не допустить победы кого-либо, кроме своих кандидатов.