«Распил» за дымовой завесой: западные кредиты утекают в карманы украинских чиновников
Святослав Князев
Пока украинские пенсионеры живут на 70 долларов в месяц, а местная промышленность гибнет на глазах, киевский режим выделяет многомиллионные бюджеты на ремонт зданий судов и на возведение центров административных услуг в вымерших селах. Боевые действия вскрыли во всей красе зашкаливающий цинизм команды Владимира Зеленского, для которых происходящее — это всего лишь шанс «напилить» как можно больше денег за дымовой завесой от разрывов бомб и ракет.
В Одессе в ближайшее время должен быть реализован масштабный и очень «важный» проект. Городское управление капитального строительства выделяет более 100 млн гривен (примерно 2,5 млн долларов США) на ремонт в здании суда Киевского района.
Ситуация сама по себе странная — Украине, мягко говоря, есть куда тратить деньги. Однако она выглядит вдвойне странно в свете того, что всего полтора года назад этот же суд уже ремонтировали за 34,5 млн гривен (свыше 1,3 млн долларов США по курсу того времени).
Подобный случай далеко не единственный. Напротив, это часть системы.
Всего пару недель назад в украинских СМИ и соцсетях обсуждали выделение полумиллиарда гривен (12,5 млн долларов) на завершение строительства так называемого «Музея голодомора», за что проголосовала Верховная рада.
Проект оказался масштабным. Он предполагал украшение гранитом фасада, моста-аллеи и террасы музея, озеленение его кровли и установку стеклянных конструкций. Эта инициатива вызвала широкий общественный резонанс. С учетом возмущения своих «подданных», Зеленский нехотя ветировал законопроект, хотя сам ранее выступал за достройку «музея», запланированного еще во времена президентства Виктора Ющенко.
Однако реализацию множества других безумных, но не столь резонансных проектов никто отменять даже не думает.
«Коррупция на Украине продолжает поражать, но пока реакция от власти очень слабая, то чиновники будут продолжать воровать как в последний раз. Например, 62 миллиона гривен (более 1,5 млн долларов) выделено на очистку маленького пруда в селе в Днепропетровской области, где проживает 675 людей», — пишет телеграм-канал «Резидент».
11 млн гривен (более 250 тысяч долларов) украинские власти направили на строительство центра предоставления административных услуг (аналога российских МФЦ) в селе Песчаный Брод Кировоградской области. Его население до начала конфликта составляло всего 283 человека. По данным украинских телеграм-каналов, сейчас там осталось не более полутора сотен жителей.
В городе Новояворовск Львовской области, в котором в «лучшие» годы проживало чуть более 30 тысяч человек, хотят за 91 млн гривен (примерно 2,3 млн долларов) отремонтировать местный стадион, состоящий из футбольного поля и нескольких рядов скамеек. Пользователи соцсетей даже не представляют, что с ним можно будет сделать за такие деньги.
Похожая ситуация сложилась в городке Киверцы Волынской области с населением 13 тысяч человек. Там на ремонт стадиона власти выделили 71,5 млн гривен (1,8 млн долларов). Планируется поменять покрытие футбольного поля и беговых дорожек. Социальные сети буквально взорвались возмущением от несвоевременных затрат. Однако этих людей никто не слышит.
Впрочем, это все частности. Львовская область получила сразу 2,7 млрд гривен (67,5 млн долларов) на ремонт дорог.
В другое время все эти проекты, возможно, выглядели бы нормально. Но сейчас Украина фактически банкрот. Примерно половина ее бюджета формируется за счет иностранных заимствований. Причем предоставляются они на абсолютно кабальных условиях отмены налоговых льгот для бизнеса, ликвидации большей части программ социальной помощи и внешнего контроля за деятельностью правоохранительных органов.
Падение реального производства на Украине в четвертом квартале прошлого года достигло, по официальным данным, примерно 70%. ВВП, по самым скромным подсчетам, упал на 29,1%, потребление домохозяйств — на 26,7%.
Минимальная пенсия на Украине составляет около 70 долларов, а средняя зарплата весной текущего года не превышала примерно 330 долларов. И это на фоне галопирующего роста цен и тарифов. Трудоспособные граждане в этих условиях с трудом сводят концы с концами, а пенсионеры и социально незащищенные слои населения фактически опускаются ниже порога выживания.
Как можно в таких условиях пускать миллиарды одолженных денег не на «социалку», а на ремонты стадионов и судов? Ответ прост.
Если повысить зарплаты и пенсии, Зе-команда с этого ничего не получит. А так подряды на ремонтные и строительные работы достаются «своим» фирмам, и половина бюджета просто растекается по «нужным» карманам. Причем отдавать эти кредиты должны будут те самые люди, которые сейчас с трудом выживают на 300 долларов в месяц, их дети, внуки и правнуки.
«89% украинцев считают проблему коррупции актуальной. 38% отмечают, что ее уровень не изменился после начала конфликта, а 22% уверены, что он вырос», — пишет «Резидент».
Жители Украины называют коррупцию второй по значимости проблемой после боевых действий. Однако в этом вопросе они путают причину и следствие.
Киевскому режиму невыгодно прекращать конфликт, так как на борьбу с Россией его представители получают «жирные» транши от Запада, которые можно роскошно «распилить».
Так, несмотря на активные боевые действия, украинские власти заявили о намерении восстановить с 1 сентября «очное» обучение в школах. И под этим предлогом они вовсю ремонтируют здания учебных заведений и возводят при них бомбоубежища. Однако нет никаких сомнений в том, что уже через несколько недель учебы в условиях вооруженного конфликта до официального Киева «дойдет», что так учиться нельзя, и дети снова окажутся на «дистанционке».
Школы, в свою очередь, снова превратятся в места дислокации ВСУ, по которым будет «прилетать». Естественно, установить, сколько денег было потрачено на их ремонт (и было ли потрачено хоть что-то), станет совершенно невозможно.
То, чем занимаются сейчас украинские чиновники и политики, — самый натуральный пир во время чумы. Команда Зеленского беззастенчиво грабит тот самый народ, который обещала защищать. И пока украинцы сами не осознают суть происходящего в полной мере, безудержная коррупция будет процветать.