Официальный Вильнюс объявил о намерении приобрести у Германии первую в истории национальной армии партию танков. Этот план и впрямь можно назвать грандиозным, учитывая сумму контракта. Правда, непонятно, откуда возьмутся деньги на его осуществление, ведь литовская экономика, мягко говоря, не впечатляет своими показателями. Пока же первым следствием этих намерений стали скандальные разборки в руководстве республики.
Похоже, вскоре в Литве появятся такие ранее нехарактерные для местной фауны звери, как «леопарды». Речь, конечно, не о хищных кошках, а о продукции немецкого военно-промышленного комплекса.
Дело в том, что в литовской армии планируют сформировать дивизию, в составе которой будет и подразделение, оснащенное тяжелой бронетехникой. Осчастливить хотят одну из трех бригад нового соединения — Geležinis vilkas («Железный волк»). По глубокому убеждению командующего Вооруженными силами республики Вальдемараса Рупшиса, «волкам» прямо-таки необходим танковый батальон.
«Чтобы иметь возможность вести не только стационарные оборонительные операции, но и маневренную оборону с возможностью наступления и контратаки. Как показывает нынешняя война, мы неизбежно должны все это иметь», — поясняет генерал.
Ему стоило бы добавить знаменитую фразу «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!» Правда, на что на что, а деньги на оружие Вильнюс кровь из носа постарается найти, лишь бы выслужиться перед «Вашингтонским обкомом». Советник президента Литвы Кястутис Будрис уже объявил, что в данном случае речь идет о двух миллиардах евро. А вот окончательного решения о том, какие именно танки будут покупать, якобы еще не принято.
Однако Будриса почти сразу же подставил литовский министр обороны Арвидас Анушаускас, во всеуслышание объявивший, что вопрос с конкретным поставщиком — дело решенное.
Глава военного ведомства даже уточнил, что выбирали между американскими Abrams, южнокорейскими Black Panther и пресловутыми Leopard, в итоге отдав предпочтение именно немцам. Возникает вопрос — почему?
«В том числе из-за бригады бундесвера, которая должна появиться в Литве к 2026 году, — напоминает главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона БФУ им. И. Канта Юрий ЗВЕРЕВ. — Причем инициативу тут очень настойчиво проявляла сама Литва. Условно говоря, имел место элемент политического торга: вы нам бригаду, а мы вашему ВПК — крупный заказ. Подобные тендеры — достаточно закрытое мероприятие. И там, в числе прочего, всегда много политики».
Эксперт указывает также, что «леопарды»» очень распространены и в Европе, и в остальном мире.
«Если не ошибаюсь, они состоят на вооружении в 19 государствах. А вот "абрамсы" только-только начинают там появляться: первая страна НАТО, которая их приобретает, — Польша. Ни один другой участник блока их пока не имеет, даже соседняя с США Канада», — говорит Зверев.
Безусловно, покупатель смотрел и на стоимость изделия.
Корейский танк вообще считается самым дорогим в мире: каждая единица тянет на 8,8 млн долларов. Американский собрат «черной пантеры» в ценовом отношении уступает ей ненамного — производитель просит за штуку 8,5 млн. По сравнению с ними 6,79 млн, в которые обойдется «леопард» (пусть даже не самой последней модификации 2A6), выглядят вполне приемлемой суммой.
«Помимо собственно расходов на покупку наверняка учитывалась стоимость последующей эксплуатации приобретаемой бронетехники, — продолжает Зверев. — А у "абрамсов" с этим большие сложности, особенно в отношении топлива. В отличие от немецкого танка с дизельным двигателем, на американском стоит турбинный, который требует вдвое большего объема горючего. Во время боевых действий в Ираке каждый Abrams требовалось вновь заправлять через три-пять часов. А ведь топливозаправщики еще нужно дотянуть до линии фронта, чтобы по дороге их не уничтожили».
Вдобавок «американцу» требуется специальное авиационное реактивное топливо JP-8, которое будет необходимо где-то закупать. Причем по более высокой цене по сравнению с обычным дизтопливом.
Еще один момент, на который указывает эксперт, — совместимость видов вооружений.
Литовская армия уже использует довольно много образцов немецкой техники. Например, гаубицы PzH 2000, бронетранспортеры Boxer и так далее. Имеется и центр по ремонту, который можно будет расширить и для обслуживания «леопардов».
«Давайте говорить откровенно: традиции танкостроения у немцев покруче, чем у американцев, — резюмирует Зверев. — Германские танки уступают разве что советским/российским — наши всегда были лучшими в мире. Может быть, к этому уровню приближаются израильские "Меркава", однако они на экспорт вообще не идут, поскольку довольно специфичны и предназначены конкретно для ближневосточного театра военных действий».
Между прочим, своими откровениями глава Минобороны Литвы спровоцировал громкий внутриполитический скандал.
Президент Гитанас Науседа прямо обвинил министра в разглашении сведений, представляющих военную, служебную и коммерческую тайну. Будет ли это в итоге стоить Анушаускасу занимаемого кресла, пока неясно. Возможно, он и впрямь просто проболтался, но не исключается и вариант со специально организованной утечкой информации с какими-то пока неясными целями.
«Сложно судить определенно, для этого нужно досконально знать внутреннюю ситуацию в Литве, — комментирует Юрий Зверев. — Но на Западе сейчас приходят к власти такие люди, которые действительно могут сдуру что-то секретное ляпнуть. Цитируя Виктора Пелевина, "Миром правит не тайная ложа, а явная лажа"».
Итак, исходя из озвученной суммы контракта, Литве по карману окажутся примерно четыре десятка «леопардов» (в зависимости от конкретной модификации). По стандартам бундесвера, которых склонна придерживаться армия республики, это танковый батальон.
«Нужно помнить, что два миллиарда евро — это совокупная стоимость сделки, включающая обучение экипажей, логистику, закупку боеприпасов, запчастей и все прочее. Возможно, поэтому о том, какую именно модификацию Leopard собирается приобрести, Литва, особо не распространяется», — замечает Зверев.
Но пусть даже литовцы обзаведутся отнюдь не самыми новыми моделями, танки есть танки.
«В любом случае появление "леопардов" на вооружении литовской армии означает ее качественные изменения, — подтверждает Зверев. — Боеспособность национальных вооруженных сил возрастет. Не стоит забывать, что где-то до середины 2010-х годов (я не выдаю военную тайну, эта информация есть в открытых источниках) танковая группировка в Калининградской области примерно танковым батальоном и ограничивалась — после того как остальные танки в 2008-м вывезли в "большую Россию".
Хорошо, что наше Минобороны вовремя спохватилось, сформировало в эксклаве танковый полк. И вообще любое появление нового оружия у потенциального противника всегда требует внимания.
Тем более что боевые возможности стран Балтии растут: скажем, во всех трех республиках появилась самоходная артиллерия, которой раньше не было вообще, они обзавелись зенитно-ракетными комплексами средней дальности, которых также до этого не имели.
Но даже с учетом всего этого перевооружения при существующем количестве населения и имеющихся экономических ресурсах создать по-настоящему мощную армию, способную самостоятельно решать действительно серьезные задачи, ни Литва, ни Латвия, ни Эстония не смогут. Главный ресурс, который прибалты в силах предложить НАТО, — это географическое положение относительно Беларуси и России. То есть свои территории в качестве плацдарма для вооруженной агрессии в отношении Союзного государства».