Любовь на расстоянии: миллионы украинцев отказываются возвращаться домой
Святослав Князев
Западные эксперты недавно заявили о том, что никакие кредиты и инвестиции не помогут Украине, если домой не начнет массово возвращаться население трудоспособного возраста. А реальность такова, что миллионы украинцев, выехавших за последние полтора года с территории, контролируемой киевским режимом, либо открыто говорят, что не вернутся назад никогда, либо туманно обещают приехать обратно «когда-нибудь потом». Происходящее в сфере миграции — один из главных символов банкротства существующей сегодня на Украине политической модели.
«Украине нужно вернуть из-за границы своих женщин, чтобы получить шанс на восстановление экономики», — заявило на днях агентство Bloomberg. По подсчетам его аналитиков, страну покинули около 2,8 млн украинок трудоспособного возраста (по мнению большинства экспертов, гораздо больше). Но даже отъезд указанного числа женщин обойдется Незалежной примерно в 10% от ее ВВП «доконфликтного» периода — порядка 20 млрд долларов США. Это ощутимо больше обещанного Евросоюзом четырехлетнего плана поддержки на 14 млрд долларов.
В Министерстве экономики Украины сотрудникам Bloomberg заявили, что возвращение в страну трудоспособных украинок — это якобы главная задача правительства, и сейчас идет работа над конкретными проектами по осуществлению данного замысла.
Вот только вряд ли из этого получится что-то реалистичное.
Данные опроса международного агентства по трудоустройству Gremi Personal, проведенного весной текущего года, свидетельствуют о том, что 38% украинцев, выехавших в Польшу, планируют остаться там жить навсегда. Еще 7% хотят переехать на постоянное место жительства в «третьи» страны. А из тех, кто утверждает, что не прочь вернуться на Украину, 82% готовы сделать это только «после победы».
Такой ответ — это фактически отговорка, призванная морально обелить опрашиваемого то ли в глазах интервьюера, то ли в его собственных. Те, кто высказывается так неопределенно, в глубине души знают, что, скорее всего, не вернутся, но им пока еще некомфортно говорить об этом вслух.
В свою очередь, около 44% украинцев, живущих в Германии, заявили, что намерены остаться либо на несколько лет, либо навсегда — по сравнению с 39% в предыдущем опросе. Об этом Bloomberg пишет со ссылкой на данные Немецкого института экономических исследований. Впрочем, здесь также, судя по всему, присутствует значительный процент «скрытых» эмигрантов. Три четверти украинцев, находящихся в Германии, либо уже окончили языковые курсы, либо занимаются на них прямо сейчас. 18% за год нашли себе постоянную легальную работу.
Польский демограф Ариэль Драбински заявляет, что с Украины уехали восемь миллионов граждан, и на данный момент в стране остаются не более 30 миллионов человек. При этом данная цифра не учитывает естественную смертность в стране.
Для восстановления Украины необходимо возвращение людей обратно, так как уровень рождаемости снизился до 0,7. Однако из-за безработицы на родину вернутся максимум 50% уехавших, считает он.
Украинский институт будущего оценивает население страны в 29 млн человек. По его данным, уехали и не вернулись порядка 8,6 млн человек. Однако анализ продажи хлеба показывает, что в реальности на Украине проживают не более 20–25 млн.
Итальянская Corriere della Sera со ссылкой на демографов оценивает численность населения Незалежной в 28–31 млн человек.
«Детей нет, уехали женщины среднего класса с хорошим образованием. И самое главное, больше половины из них не собирается возвращаться на Украину… Политика европейского гостеприимства сначала показалась нам чудом щедрости, а теперь оказывается проклятием», — цитирует издание украинского ученого.
Опрошенный журналистами владелец IT-фирмы заявил, что большинство его бывших сотрудников уже нашли себе работу в Польше и Франции и теперь даже не думают возвращаться на Украину. 40-летний офицер ВСУ пожаловался итальянцам, что его жена выехала с двумя детьми в Германию. Она все реже и реже выходила на связь, а потом он узнал, что у нее появился европейский сожитель. Естественно, домой она уже не вернется.
Достаточно жестко высказались по поводу происходящего в сфере миграций авторы украинского телеграм-канала «Политика страны»:
«По поводу периодически возникающих дискуссий на тему "как нам вернуть на Украину беженцев…", "где взять столько рабочих рук, чтобы восстанавливать Украину" и по поводу демографических проблем. На самом деле они сейчас совершенно беспредметные. Все зависит от того, будут ли инвестиции в восстановление экономики и в каком размере. Если они окажутся мизерными, не превышающими прежний уровень, а экономика будет представлена теми отраслями, которые выживут во время конфликта (сельское хозяйство, пищепром, добыча полезных ископаемых, инфраструктура), то и нынешнее число жителей Украины для обслуживания такой экономики будет избыточно».
Крайне гротескно смотрится деятельность части украинских эмигрантов, которые не планируют возвращаться домой, но развернули в других странах бурную «патриотическую» общественную деятельность, сводящуюся преимущественно к нападкам на русскоязычных людей или требованиям снять советскую символику в метрополитене Праги и Парижа. Такая публика ярко демонстрирует суть современного украинства. «Патриоты» готовы «любить» Украину на расстоянии, но возвращаться в нищее несостоявшееся государство, на улицах которого военкомы ловят людей петлями для животных, не горят желанием.
В сухом остатке выходит, что существование Украины в ее старом формате просто не имеет смысла.
Среди населения подконтрольных Киеву территорий происходит мощный демографический перекос в сторону пенсионеров. Молодые девушки и женщины трудоспособного возраста массово выехали из страны и не планируют возвращаться. Безвозвратные потери ВСУ, судя по анализу открытых источников и утечкам в иностранные СМИ, составляют около 300 тысяч человек. И это не считая тяжелораненых.
В такой ситуации экономика страны полностью обречена, и западные «партнеры» особо ей ничем не помогут (да и не захотят помогать). Единственным продуктивным выходом для украинцев является восстановление нормального диалога с Москвой для совместного решения проблем в рамках интеграционных проектов (как это уже бывало в истории многократно). Но прежде им нужно трезво осознать реальность и прояснить сознание, а это — непростой тернистый путь.