Одиннадцать лет назад в Молдове началась реформа системы образования, ответственной за которую стала будущая президент республики, на тот момент практически никому не известная Майя Санду. Устроившись в кресле министра образования, Санду провозгласила главным принципом реформы «оптимизацию» — по ее мнению, число школ в Молдове на тот момент превышало необходимое, и вследствие этого на образование тратились «лишние» деньги. Итогами ее «оптимизации» стали повальное закрытие школ по всей Молдове и превращение курсов молдавского языка и истории в румынские.
С момента провозглашения независимой Молдовы, образованию в новом государстве уделялось большое внимание. Вот только, к сожалению, это внимание оказалось направлено вовсе не на сохранение тех достижений, которых удалось добиться в советское время; наоборот, в независимой Молдове образование было призвано переформатировать сознание граждан Молдовы и воспитать в определенном негативном отношении к СССР подрастающее поколение.
Главными целями оставались пересмотр оценки событий 1918 года, когда Бессарабия была оккупирована королевской Румынией, и продвижение идеи о необходимости возврата к тому состоянию территории между Днестром и Прутом, то есть по сути к отказу от независимости в пользу поглощения Молдовы Румынией.
Именно с этой целью во всех школьных программах изучаемый молдованами родной язык назывался румынским, а вместо предмета «История Молдовы» в школах начал преподаваться предмет «История румын» по учебникам, написанным и изданным в Бухаресте. Ну а на пост министра образования назначались, как правило, люди с определенными взглядами, в большинстве своем унионисты.
За период реформы, проводимой министром Майей Санду, было закрыто почти 200 школ с русским языком обучения, а общее количество учебных заведений с 2012-го по 2015 год сократилось на 221 единицу.
По свидетельству предшественницы Санду на посту министра Корины Фусу, Фонд Сороса «пожертвовал» на реформу образования 1 миллион долларов США, однако эти деньги фактически были переведены со счетов Министерства нескольким подконтрольным НПО.
Сегодня в результате проведенной Санду реформы в Молдове на тысячу жителей приходится всего 23 студента вуза и 6 студентов учреждений среднего профессионального образования, что ниже показателей любой из стран СНГ, йЕС и большинства развитых и развивающихся стран мира.
Отсутствие возможности получить образование провоцирует эмиграцию молодежи. По оценкам экспертов, к 2025 году число молодых людей в Молдове может сократиться почти в 2 раза по сравнению с 2010 годом и будет составлять только 5% населения.
Отъезд молдавской молодежи за рубеж приобрел массовый характер: ежегодно уезжает примерно 4,5 тысячи человек. 35% студентов из общего числа начавших обучение в молдавских университетах в 2019 году не закончили обучение, решив жить за границей. Об этом сообщил в своем анализе экономист Вячеслав Ионицэ, подчеркнув, что только за 3 года из Молдовы уехало более 4 тысяч студентов.
«Из 12,7 тысячи молодых людей, поступивших в вузы Молдовы в 2019 году, только 8,3 тысячи или 65% завершили обучение в 2022 году. Нет, дело не в академической успеваемости. Просто 4,4 тысячи молодых людей решили продолжить учебу и жить за границей. И это только один выпуск и только за 3 года!», — поделился данными экономист.
Эксперт также напомнил о других предшествующих волнах эмиграции в Молдове и показал, насколько сильно вырос процент эмиграции молодежи.
«Первая волна пришлась на 2000–2005 годы — "волна бедности", когда люди, оказавшиеся в крайней нищете, уезжали за границу, чтобы решить проблему выживания. Вторая же — на 2015–2018 годы, "волна за лучшую жизнь". Эти люди уже не были в крайней бедности, имели удовлетворительные доходы, в основном в возрасте 30–45 лет, образованные люди с семьями, но они уехали за лучшей, качественной жизнью. Где, помимо хорошей зарплаты, есть дороги, школы, больницы, инфраструктура. Словом, благополучие, обеспеченное властью. Сейчас, после 2018 года, мы наблюдаем третью волну молодежной миграции. Они уезжают толпами. Если 10 лет назад за границей находилось только 24% молодых людей университетского возраста, то сегодня эта доля достигла уже 40%», — рассказал Ионицэ.
Система образования в Молдове находится на грани выживания.
Это касается не только школьного, но и высшего образования. Пришедшие к власти представители ПДС, посчитав, что в Молдове слишком много вузов, затеяли очередную «реформу» с их объединением. В ее результате вместо 16 университетов осталось 11.
Министерство образования и исследований мотивировало реформу постоянным сокращением числа студентов и пообещало, что после концентрации ресурсов в модернизацию учебных заведений будет вложено больше денег, а студенты и преподаватели получат лучшие условия.
В результате Аграрный университет и Тираспольский государственный университет официально больше не существуют. Юридически они вошли в состав Технического университета Молдовы и Педагогического университета имени Иона Крянгэ.
На деле реальной подоплекой проводимых изменений оказалось желание приватизировать несколько крупных земельных участков, принадлежавших вузам и другим образовательным структурам.
Под прикрытием так называемой «реформы Академии наук Республики Молдовы» также было начато отчуждение десятков гектаров земли из публичной собственности.
«Имущество Академии наук, приватизированное правительством за 6,6 миллиона леев, теперь продается за 36 миллионов леев. Согласно недавнему объявлению, размещенному на одном из сайтов по продаже недвижимости, часть имущества, отобранного у Академии наук в результате так называемой научно-исследовательской реформы и впоследствии приватизированного, выставляется на продажу за 2 миллиона долларов (около 36 миллионов леев)», — сообщил Корнелиу Попович, занимавший пост советника по образованию президента Игоря Додона.
Очевидная бездарность, которую продемонстрировали представители ПДС, управляя страной, заставляет, как в известном анекдоте, периодически «переставлять кровати» в правительстве, выдавая это за смену персонала. Последняя такая перестановка коснулась и Министерства образования, которое возглавил депутат ПДС Дан Перчун.
Перчун, новый министр образования, — человек из непрофессиональной команды «хороших людей», и ждать от него изменений в системе образования не стоит: он продолжит реализацию прозападной деструктивной политики. Похоже, что его руками продолжится разрушение системы, начатое Майей Санду.
Одиннадцать лет назад реформа по «оптимизации» системы образования, проводившаяся по прямому указанию Запада, привела к снижению общего уровня образованности населения и способствовала превращению подрастающего поколения в гастарбайтеров для нужд западного рынка.
Сейчас, судя по всему, задача изменилась — необходимо «выдавить» из Молдовы, заставить уехать подрастающее поколение, которого уже так не хватает в Европе, переживающей ЛГБТ-революцию.
Согласно опубликованным данным, в школах страны не хватает около 2 тысяч подавателей. Но власти якобы не сидят без дела и ищут возможность привлечь в образовательные учреждения больше молодых специалистов.
Однако на нынешний день ситуация такова, что три четверти выпускников педагогических вузов не идут работать в школу.
Сегодня заработная плата начинающего учителя составляет 7600 леев — 380 евро. А зарплата учителя высшей категории со стажем более 20 лет — около 11000 леев: 550 евро. Если учитывать рекордную инфляцию и непосильные тарифы, то молдавским преподавателям совсем ничего не остается.
В то же время парламентское большинство поднимает зарплаты своим министрам до 50000 леев. Всем остальным бюджетникам остается только ждать и надеяться.
Сейчас в Молдове действует более 1200 школ, в которых учатся около 300 тысяч человек.
При нынешней власти и ее политике все они могут вообще остаться без преподавателей. Ну а страна, в свою очередь, останется без населения и без будущего.
Собственно, в этом и заключается цель режима, правящего в Молдове.