«Соседей по команде кинут в топку войны»: стоит ли Беларуси опасаться за свою независимость
Максим Камеррер
Сегодня Беларусь празднует День независимости. Что нужно делать, что республика и впредь сохранила свой суверенитет? Какие угрозы исходят от Запада? На каком уровне находятся российско-белорусские отношения? Какую роль играет официальный Минск в урегулировании конфликта на Украине? На эти и другие вопросы ответил белорусский политический и общественный деятель, председатель Либерально-демократической партии, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, заместитель председателя комиссии Палаты представителей по международным делам Олег ГАЙДУКЕВИЧ в продолжении интервью RuBaltic.Ru (первая часть — День независимости — символ освобождения: что отличает Беларусь от других республик бывшего СССР).
— Беларусь и Россия в настоящий момент находятся под серьезными санкциями Запада. Как это влияет на внутреннюю ситуацию в странах и сотрудничество друг с другом?
— Санкции вводились с расчетом на подрыв экономик обоих государств, что должно было привести к внутриполитическим потрясениям. Логика понятна и проста — военным путем победить Россию и Беларусь невозможно, они это прекрасно понимают. Но и этот план провалился полностью.
Дело в том, что после введения ограничений вместо раскола мы видим консолидацию народов — и в России, и в Беларуси это очень важно. На Западе историю не учат, забывая о том, что в трудную минуту у нас люди всегда сплачиваются вокруг лидеров.
Второй момент: сами санкции, они Европе невыгодны, так как уничтожают европейскую экономику.
К сожалению, если взять наших ближайших соседей — Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, то эти страны сегодня вообще несамостоятельны. Им, наоборот, надо развивать отношения с нами, ведь у них ничего нет — ни газа, ни нефти. Они живут за счет прямых дотаций США и Евросоюза и деньги клянчат только на одно — на борьбу с Россией и Беларусью. Для этого они постоянно повышают градус русофобии и белорусофобии.
Придумываются несуществующие угрозы — то на них нападают, то еще что-то, то мигранты им мешают, хотя в миграционном кризисе виноваты они сами. Раньше для них все делала Беларусь, а теперь мы не хотим. Поэтому они просят деньги на забор, всё разворовывают — ничего хорошего их не ждет, в общем.
То же самое и Германия — это первая страна, которая на самом деле должна быть заинтересована в связях с Россией, но, к сожалению, сегодня вся Европа лежит под США; это ее беда. А нам нужна сильная, независимая Европа, ведь тогда она договорилась бы с РФ и войны бы уже не было, Зеленского уже давно заставили бы сидеть за столом переговоров.
Так что санкции — это новые возможности, они на самом деле сделали нас сильнее.
Мы, может быть, без них и не пришли бы к тому, чтобы стать настолько самодостаточными в экономике, покупая ранее многое из того, что можем и должны производить сами. Это первые хорошие последствия. Вторые — то, что, наверное, уже все без исключения чиновники и бизнесмены поняли: деньги надо вкладывать на территории своих стран — России и Беларуси. А иначе у вас все заберут, забыв о правах человека и о международном законодательстве.
Поэтому в ближайшие десятилетия, я думаю, мы будем проводить политику, направленную на самодостаточность, на развитие своих производств, своих предприятий — все самостоятельно, все сами, сотрудничая с теми странами, которые этого хотят. Мир меняется — Азия, Африка, Ближний Восток, Китай, все нас ждут. Поэтому загнивать будет Европа, она давно уже гниет, а мы будем развиваться.
— Беларусь обладает уникальным опытом: она сберегла и преумножила свой промышленный и аграрный потенциал, не допустила разграбления страны глобальными международными корпорациями, сохранила социальный характер государства. В чем причина?
— На мой взгляд, как только национальные элиты, хранящие деньги за рубежом, пускают в свою страну внешний фактор — различные фонды, НКО, которые под видом продвижения демократии вмешиваются во внутриполитические дела, — сразу же следуют потеря суверенитета и разграбление государства. Украина тому пример. И Прибалтика отличный пример, потому что она уничтожила свое производство практически полностью.
Что касается Беларуси, то у нашего президента нет счетов за границей, его дети живут и работают на родине. И так называемые элиты наши — министры и депутаты — все здесь. Ни у кого нет счетов за рубежом, наши дети учатся в республике.
Это и есть основа суверенитета и независимости страны. Тогда власть будет жестко отстаивать национальные интересы, не боясь ничего.
Мне кажется, что и Россия благодаря тому, что президентом стал Владимир Путин, сумела стать сильной и самодостаточной. Поэтому, на мой взгляд, именно лидеры влияют на то, что страна сохраняет свой потенциал. Александр Лукашенко не позволил продать ни одного государственного предприятия, понимая, что это национальное достояние.
Мы видим, как на Украине олигархи обогатились и командуют министрами и чиновниками, издеваются над ними, то есть они — хозяева жизни. У нас хозяин жизни — народ и президент, который избран этим самым народом. Вот это и есть основа того, почему у нас сохранился весь потенциал.
— Каким образом будет происходить развитие ситуации вокруг Украины и какой может быть роль Беларуси в ее разрешении?
— Вы знаете, Украина — это боль и России, и Беларуси, этот наш братский украинский народ. Беда в ее полной несамостоятельности и в том, что тамошние элиты и власть не думают собственном населении, они его уничтожают.
Но вообще есть четкое понимание, кто хочет мира на Украине.
В первую очередь его хочет украинский народ, который кидают воевать против его воли. Этого хочет Беларусь, потому что Украина — наш сосед, и мы хотим, чтобы там было спокойно и хорошо. Мира хочет Россия, потому что Украина — это и ее сосед, там братский народ, и ей война никогда не была нужна.
А вот поверить в то, что мир нужен США, невозможно — им-то как раз выгодно, чтобы вокруг России все полыхало. Европа должна быть заинтересована в мире, она должна его отстаивать, но она несамостоятельна. Мира хотят независимые от США и Великобритании государства. Роль Беларуси огромна, потому что мы всегда боролись за мир на Украине.
Я убежден: чтобы в дальнейшем не было конфликтов (не только на Украине), решать проблемы должны те страны, которые находятся в этом регионе, без посредников. Если бы мы могли сами договариваться, уже давно был бы мир.
Мы прекрасно помним, что после начала СВО (это не секрет) было несколько раундов переговоров, проходивших в Минске, но Запад запретил украинской стороне заключать мир.
Вот беда Украины — ее власти несамостоятельны. Иначе там давно бы уже думали о том, чтобы не гибли люди, и делали бы все, чтобы война закончилась. Но украинское руководство продалось, оно работает в интересах Запада.
Беларусь и дальше будет проводить в регионе политику мира. Но все должны понимать — Беларусь никогда не предаст Россию. Наша задача состоит в том, чтобы РФ никогда не был нанесен удар в спину, и сейчас, когда идет противостояние, этого не будет. Наша совместная российско-белорусская военная группировка действует на территории республики. Мы всегда подставим плечо, по-другому быть не может.
И все санкции в отношении Беларуси на протяжении всех лет вводились по одной причине — не из-за демократии и свободы, а потому что мы не разорвали союз с Россией. Мы никогда от этого не откажемся, это в наших национальных интересах, никогда ее не предадим.
Мы убеждены, что на Украине будет мир. Вопрос — какой ценой и сколько украинцев еще погибнет. Западу на это наплевать, а нам нет.
Мы всю Европу спасаем от войны сейчас, мы донор стабильности в регионе по одной простой причине — мы не поддаемся на провокации, которые происходят у нас на границе, и, размещая сейчас у нас тактическое ядерное оружие, мы делаем шаг к миру. Мы прекрасно понимаем, что наши соседи несамостоятельны, и по команде их могут кинуть в топку войны.
Так вот, ТЯО нужно для того, чтобы их хозяева видели, к каким последствиям может привести эскалация напряженности. Укрепление армии — это шаг к миру, за который мы собираемся бороться. Какие могут быть договоренности по Украине без Беларуси, когда мы как соседи первые заинтересованы, чтобы там был мир?
— Каковы ближайшие стратегические задачи, стоящие перед Беларусью?
— Задача у Беларуси и России, нашего союзника, на ближайшие годы одна: становиться сильнее. Если мы не хотим войны, одними разговорами, что мы нейтральны и никому не угрожаем, ее не избежать. Мы видели, как нападали на страны, которые использовали такую же риторику.
Чтобы этого не произошло, надо быть сильным во всех сферах. Например, в экономике мы будем укреплять союзный потенциал, расширять экономические связи в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, работать с Китаем, Ближним Востоком, Африкой. Мы будем наращивать свои производства, развивать сельское хозяйство, улучшать свою армию и спецслужбы.
А еще мы будем уделять внимание идеологии — нашей, патриотической. И еще мы никогда не пустим внутрь «пятую колонну», которая за деньги работает против интересов нашего государства.
Это наша страна, и мы сами, белорусский народ, будем решать, как нам жить. С Днем независимости не только белорусов, но и наших братьев-россиян!
Как сказал наш президент во Дворце независимости, где я присутствовал, «у нас два государства, но одно Отечество». И эти слова правдивы, честны и отражают то, что сейчас происходит.