Инструмент негрубой силы: Токаев оказался проницательнее Януковича
Андрей Локтионов
После распада СССР появилась необходимость в создании органа, который смог бы обеспечить безопасность на постсоветском пространстве. Тем более что поводов для беспокойства было предостаточно: оставались неурегулированными территориальные споры между бывшими союзными республиками, набирали силу международный терроризм и экстремизм, транснациональная организованная преступность, возрастал наркотрафик. Для противодействия этому возникла ОДКБ; на недавнем заседании глав МИД государств, являющихся ее членами, был одобрен пакет документов, направленных на повышение эффективности деятельности единственного действующего военно-политического союза на пространстве СНГ.
Начало организации было положено 15 мая 1992 года, когда в столице Узбекистана, кроме самих хозяев, собрались представители России, Казахстана, Киргизии, Армении и Таджикистана. Эти шесть стран и подписали Договор о коллективной безопасности, который иногда называют еще «Ташкентским пактом».
Предпосылок (и весьма насущных) для такого решения хватало. После распада СССР было важно обеспечить охрану внешних рубежей бывшей единой страны. Тут больше всего тревожил Афганистан с его непрекращающейся гражданской войной. Кроме того, в создавшейся ситуации оказалось едва ли не важнее гарантировать незыблемость границ между бывшими союзными республиками.
Опасения на сей счет были отнюдь не напрасными, что продемонстрировала Первая Карабахская война между Арменией и Азербайджаном.
Последний еще до окончания боевых действий сделал должные выводы, присоединившись к ОДКБ в сентябре 1993 года. За две недели до азербайджанцев так же поступила Грузия, успевшая неудачно повоевать в Абхазии. После этого в трех постсоветских странах хотя бы на полтора десятилетия, но все-таки воцарился мир. Наконец, в последний день того же года членом организации стала Беларусь.
В отличие от почившего в бозе Варшавского, «Ташкентский договор» был рассчитан на вчетверо меньший срок действия — всего пять лет. Но также с возможностью последующего продления, что и было сделано в апреле 1999-го. Правда, переподписали документ не все его участники: Азербайджан, Грузия и Узбекистан решили, что помощь от бывших сограждан им больше не нужна.
Стоит заметить, что Узбекистан вообще вел себя крайне непоследовательно. Тотчас после выхода из этого союза поспешил присоединиться к другому, под названием ГУАМ, созданному в 1997 году Грузией, Украиной, Молдовой и Азербайджаном. Однако в августе 2006-го попросился обратно в ОДКБ, а еще через шесть лет вновь приостановил свое членство в организации. Вполне вероятно, на этом метания официального Ташкента не закончатся. Впрочем, о ветреном Узбекистане — это так, к слову.
Гораздо более значимым событием стало появление у ОДКБ в 2009 году собственного воинского контингента в лице Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
Их формирование происходило в соответствии с возможностями (ну и желанием, конечно, тоже) государств-участников. Поэтому в состав КСОР от России вошли воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада, от Казахстана — бригада ДШБ и батальон оперативного назначения, от Беларуси — бригада ВДВ, а Киргизия, Армения и Таджикистан выставили по батальону регулярной армии. В целом эти силы ограничили 20 тысячами бойцов (по состоянию на 2012 год) и несколькими десятками самолетов и вертолетов. К армейцам затем добавились подразделения МЧС, отряды спецназа МВД и ОМОН.
Исходя из структуры КСОР, любой военный специалист подтвердит, что вести полномасштабную и долговременную войну сравнительно немногочисленный и оснащенный исключительно легким вооружением контингент не сможет. Да, собственно, подобная задача перед ним и не ставится, хотя в уставных документах присутствует и пункт об «отражении военной агрессии».
И все-таки эти силы быстрого реагирования готовили прежде всего для полицейских целей: проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для подавления внутренних выступлений, контрпартизанских действий, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При этом руководство ОДКБ предпочитает использовать возможности КСОР крайне осторожно и строго дозированно.
Так, например, когда на юге Киргизии вспыхнули столкновения между представителями титульной нации и проживающими на территории республики этническими узбеками, тогдашний киргизский президент Роза Отунбаева попросила о вводе миротворцев, которые, по ее мнению, смогли бы решить проблему. Однако экстренно созванный Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ в просьбе отказал, дабы не усугублять межнациональную рознь в стране.
И, как полагают многие эксперты, данное решение было абсолютно правильным. Куда более эффективной оказалась помощь в поисках зачинщиков беспорядков, координации сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, фактически влиявших на ситуацию из Афганистана, по борьбе с наркомафией на проблемном киргизском юге, а также контролю всех информационных источников, работавших там. Как результат — удалось стабилизировать обстановку, избежав большой войны в среднеазиатском регионе.
К сожалению, пагубность одностороннего и прямолинейного подхода в действиях ОДКБ не смог (или не захотел) понять премьер-министр Армении Никол Пашинян, фактически потребовавший участия КСОР во Второй Карабахской войне, вспыхнувшей в 2020 году. Когда же ему напомнили, что граница Нагорно-Карабахской республики с Азербайджаном до сих пор не делимитирована, а НКР официально не признана даже самой Арменией, демонстративно обиделся и намекнул на возможность выхода его страны из ОДКБ. Что ж, как говорится, вольному воля. Вопрос только, почувствует ли Армения после этого себя в большей безопасности.
Как теперь понятно, украинский президент Виктор Янукович совершенно напрасно отказался от сделанного ему в 2010 году предложения вступить в ОДКБ. Тем самым оказалась упущена хорошая возможность предотвратить и кровавый майдан 2014-го, и все последовавшие за ним еще более кровавые события.
А вот президент Казахстана в январе 2022 года сполна ощутил все выгоды пребывания в Организации Договора о коллективной безопасности. Мгновенно переброшенные по просьбе Касым-Жомата Токаева в страну 2,5 тысячи бойцов КСОР в два счета разогнали бесчинствовавшие на улицах казахстанских городов банды уголовников и террористов, не допустив «афганизации» государства.
Воодушевленный Токаев в марте того же года даже заявил о том, что ОДКБ пора подключать свои войска к миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Да уж, наверняка усилия КСОР принесли бы гораздо больше пользы, чем потуги «голубых касок». Но в ООН до сих пор так и не решились выдать ОДКБ соответствующий мандат.