Туберкулез, алкоголизм и нехватка врачей: Эстонию накрывает масштабный медицинский кризис
Святослав Князев
Пока официальный Таллин играется в большую политику, в Эстонии нарастает масштабный медицинский кризис. В стране растет количество случаев заболеваний туберкулезом, наблюдаются проблемы с алкогольной зависимостью среди населения, а значительная часть жителей республики зачастую вообще не может попасть к врачу. При этом местные аналитики утверждают, что для решения проблем в сфере здравоохранения нужно поднимать налоги, хотя на милитаризацию и поддержку киевского режима из бюджета выделяются сотни миллионов евро.
Число случаев заражения туберкулезом в Эстонии выросло за год на 16%. Ранее властям удалось свести распространение болезни к минимуму, однако теперь ее показатели снова пошли вверх. В прошлом году в стране было зарегистрировано 129 новых случаев заболевания, что для маленькой республики — очень серьезный показатель. Самому старшему пациенту был 91 год, самому младшему — 17 лет.
Впрочем, печальная статистика по туберкулезу — это всего лишь частное проявление медицинских проблем, наблюдающихся в последнее время в Эстонии.
Около 65% населения страны страдают от хронических заболеваний. Примерно четверть призывников не годны к воинской службе по состоянию здоровья, причем почти 40% из них — из-за психических расстройств.
Эстонская торгово-промышленная палата провела опрос среди 180 организаций, по итогам которого 82% работодателей заявили об ухудшении в последнее время психического, а 65% — физического состояния населения страны.
По данным исследования, проведенного Институтом развития здоровья и Тартуским университетом, примерно у четверти жителей Эстонии диагностировано хотя бы одно психическое расстройство. А данные Отчета о человеческом развитии за 2023 год свидетельствуют о том, что 28% граждан Эстонии находятся под угрозой депрессии, 20% — тревожного расстройства, 39% — нарушений сна, а 43% — умственного истощения. Больше всего страдает от подобных недугов молодежь.
Порядка 60 тысяч эстонцев считаются хроническими алкоголиками. В целом проблема чрезмерного употребления алкоголя касается 17% женщин и 34% мужчин. На этом фоне в стране уже пятый год подряд увеличивается количество смертей, связанных с алкоголем.
Источником всех этих бед, судя по всему, в значительной мере является качество оказания медицинских услуг.
«Состояние здоровья жителей Эстонии в очень большой степени зависит от их пола, уровня образования и доходов, а также от места жительства. Путь к улучшению показателей здоровья населения лежит через сокращение неравенства в здравоохранении, чтобы менее обеспеченные люди также могли дольше сохранять здоровье и вносить активный вклад в общество», — приводит портал ERR выводы Еврокомиссии о состоянии эстонского здравоохранения.
В обзоре подчеркивается, что различия в состоянии здоровья людей, относящихся к разным социально-экономическим группам, в республике одни из самых больших по Евросоюзу.
Показатели позитивных оценок состояния собственного здоровья в Эстонии — одни из самых низких в Европе: 53% против средних 65% по ЕС в целом.
Около 12% эстонцев утверждают, что местная система здравоохранения вообще не удовлетворяет их потребность в лечении. Это самая высокая цифра во всем Евросоюзе.
Расходы на медицину в Эстонии в начале 2020-х составляли 1559 евро на человека в год. Это примерно вдвое ниже среднеевропейских показателей. Почти четверть затрат в этой сфере жители республики вынуждены оплачивать из собственного кармана, а значительная часть их вообще не имеет медицинской страховки.
Самой острой проблемой большинство эстонцев называют недоступность семейных врачей. Согласно одному из недавно проведенных опросов, 29% населения Эстонии утверждают, что зачастую вообще не могут попасть к доктору.
Системные проблемы в сфере здравоохранения республики были зафиксированы в отчете госконтроля за 2022 год.
В документе констатировалось обострение проблемы с нехваткой медицинских кадров — как семейных врачей, так и врачей-специалистов. Проблемы также наблюдаются в области сестринского дела и экстренной медицины.
«Визит к врачу и лечение начинаются позже, чем могли бы, что, в свою очередь, наносит больший ущерб здоровью, еще больше обременяет систему здравоохранения, страдающую от нехватки персонала, и увеличивает расходы на здравоохранение», — заявил государственный контролер Янар Хольм.
В обозримом будущем эта проблема вряд ли решится. Как пишут эстонские СМИ, примерно 50% семейных врачей уже находится в возрасте 60 лет и старше. Среди психиатров более половины специалистов уже достигли пенсионного возраста.
Эксперты портала ERR утверждают, что одна из ключевых проблем эстонской медицины — недофинансирование. На нужды здравоохранения выделяется всего около 6% ВВП.
Местные аналитики говорят, что для решения медицинских проблем нужно поднимать налоги.
По оценкам специалистов, дефицит Кассы здоровья Эстонии к 2035 году превысит 900 миллионов евро. Причем бюджет уйдет в дефицит уже в 2025 году.
Согласно выводам «Центра мониторинга развития», нехватка врачебных услуг в республике — самая высокая по Европе. И со временем доступность медпомощи в стране будет только сокращаться.
«Наше здравоохранение в огне, и его финансирование и дефицит медицинских работников требуют внимания. Спрос на медицинские услуги превышает предложение, и эта тенденция скорее усугубляется… Каждый третий житель Эстонии ощущает ограничения, связанные со здоровьем, и чем дольше человек живет с ограничениями и болезнями, тем выше потребность в пособиях и услугах и тем меньше способность человека справляться самостоятельно и жить полноценной жизнью», — заявила в конце 2022 года директор Института развития здоровья Анника Веймер.
Однако властям Эстонии не до решения жизненно важных медицинских проблем своих соотечественников.
Официальный Таллин занят помощью киевскому неонацистскому режиму. Уже в начале текущего года объемы военной помощи Украине достигли 370 млн евро. Семейный врач в республике сейчас получает около 3 тысяч евро в месяц или 36 тысяч в год. Таким образом, власти маленькой страны передали Владимиру Зеленскому и компании более 10 тысяч годовых врачебных зарплат. Любые комментарии тут, думается, излишни…