Поддержка молодежи становится ключом к интеграции на постсоветском пространстве
Всеволод Шимов
После распада СССР практически все нити, связывавшие бывшие союзные республики в одно целое, оказались разорваны. Коснулось это и экономических связей: страны в условиях рыночных отношений на постсоветском пространстве стали не партнерами и союзниками, а скорее конкурентами. Чтобы сломать данную тенденцию, ведется целенаправленная работа. Например, в эти дни в Сочи проходит II Молодежный форум СНГ и ЕАЭС, посвященный развитию экономического сотрудничества, вовлечению молодых предпринимателей и молодежи в процессы евразийской интеграции, созданию новых возможностей для их самореализации.
В нынешних условиях заката глобализма и деления мира на макрорегионы развитие бизнеса, ориентированного на интеграционные процессы на постсоветском пространстве, является залогом его успешности. В особенности это касается молодых предпринимателей, то есть энергичных людей, находящихся в процессе своего мировоззренческого становления.
Коммерсанты из России, Беларуси и других стран СНГ и ЕАЭС должны иметь возможность использовать все преимущества кооперации как на уровне Союзного государства, так и в рамках Содружества и Евразийского союза.
Свободное перемещение капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг дает мощный импульс развитию экономик государств ЕАЭС и совершенствованию бизнес-процессов.
Формирование новых элит, ориентированных в первую очередь на ведение дел в рамках межгосударственных объединений на постсоветском пространстве, является, без преувеличения, стратегической задачей. Более того, для этого потребуется переломить многие тенденции, которые развивались в этой сфере последние 30 лет.
Распад СССР и переход к рыночным отношениям сопровождался разрывом многих внутренних связей и переориентацией на внешних, в первую очередь, западных, игроков. В результате катастрофических «реформ» 1990-х годов были уничтожены целые отрасли, создававшие костяк экономики огромной страны и скреплявшие ее в единое целое. Напротив, выжили (или возникли вновь) те, которые были ориентированы на зарубежные рынки. Именно эти ниши, в основном, и осваивали появившиеся бизнесмены.
В первую очередь, это касалось секторов народного хозяйства, связанных с экспортом углеводородов и других сырьевых ресурсов.
В 1990-е годы практически на всем пространстве бывшего СССР данная сфера подверглась масштабной приватизации и оказалась в частных руках, зачастую с участием иностранного капитала. Именно этим процессам мы обязаны формированием мощных олигархических кланов в большинстве постсоветских стран.
В России удалось восстановить контроль над ресурсодобывающими отраслями, однако, несмотря на государственный контроль, они продолжали работать в экспортно-ориентированной бизнес-логике.
Сырьевой характер экономик не только не способствовал интеграции теперь уже независимых государств, но и подрывал ее.
Например, Россия и Казахстан, будучи крупными экспортерами углеводородов, на внешних рынках выступают, скорее, как конкуренты, а не союзники.
Даже Беларусь, производящая нефтепродукты из российской нефти, продает их в основном на внешних рынках, а подобная зависимость не только не укрепляла отношения между странами в недавнем прошлом, но и становилась источником многочисленных конфликтов и скандалов между Москвой и Минском.
Аналогичным образом, «Беларуськалий» и «Уралкалий», два крупнейших производителя калийных удобрений, так и не смогли договориться о создании холдинга и продолжают конкурировать друг с другом на внешних рынках.
Бизнес, завязанный исключительно на логистику и ввоз товаров и услуг из-за рубежа, также не способствует интеграционным процессам между постсоветскими странами.
В той же Беларуси выросла целая индустрия, связанная с импортом и перевозками из ЕС. Туристическая сфера республики годами ориентировалась на Европу, Турцию, Египет, даже Украину и Литву, практически полностью игнорируя при этом российское направление.
Наконец, пресловутый IT-сектор, который также был полностью завязан на обслуживание западных корпораций и не сделал практически ничего для формирования общего рынка IT-услуг Беларуси и России, не говоря уже о ЕАЭС и СНГ.
Сегодня, в условиях конфронтации с Западом, эту сложившуюся за последние тридцать лет бизнес-психологию придется ломать, и начинать следует с молодых предпринимателей, которые только начинают свой жизненный путь, являются более гибкими и адаптивными и смогут лучше приспособиться к меняющимся условиям.
Разумеется, здесь в первую очередь следует говорить о Союзном государстве, которое является не только узко экономическим, но и политическим объединением. Сегодня Минск и Москва демонстрируют наибольшую близость взглядов на настоящее и будущее, в отличие от других партнеров по ЕАЭС, которые пытаются увильнуть от противостояния с Западом и усидеть на двух стульях в духе традиционной постсоветской многовекторности.
Ключевые задачи молодежной политики России и Беларуси — предоставление молодежи возможностей для самореализации и создание условий для получения качественного и востребованного образования, а также дальнейшего гарантированного трудоустройства по выбранной специальности. Важно, чтобы эти возможности предоставлял общий рынок и экономика Союзного государства.
И для этого в последнее время немало делается.
Например, Российский научный фонд и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований подписали соглашение о сотрудничестве, благодаря которому будут поддерживаться наиболее значимые проекты молодых ученых обеих стран.
Также одной из важнейших задач Союзного государства является построение единого учебного пространства. Это откроет для молодых белорусов и россиян новые перспективы в получении современного образования и престижной работы.
РФ в 18 раз увеличила квоты на обучение белорусской молодежи в своих учебных заведениях. В 2023 году для абитуриентов из Беларуси в российских вузах предусмотрено 1,3 тысяч мест. Для выпускников школ республики Россия является самой востребованной страной для получения высшего образования за рубежом.
Таким образом, все это должно стать локомотивом в процессе переориентации молодежи в целом и молодых предпринимателей в частности на внутренние рынки.
В случае успеха этих начинаний вслед за Россией и Беларусью могут потянуться и другие участники ЕАЭС.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН