Единственный шанс выжить: Зеленский до последнего будет срывать выборы и мирные переговоры
Святослав Князев
Вероятность того, что на Украине в обозримом будущем пройдут парламентские или президентские выборы, устремилась к нулю. Еще недавно лидеры киевского режима прорабатывали вариант «быстрой» избирательной гонки, оттолкнувшись от ситуативной популярности Владимира Зеленского, основанной на военной истерии. Однако теперь они, похоже, решили просто узурпировать власть в стране, прикрываясь неонацистской и милитаристской риторикой.
Слухи о том, что на Украине якобы начали форсированную подготовку к выборам, стали распространяться в апреле. Средства массовой информации со ссылкой на источники в органах власти писали даже о проверках состояния избирательных участков. Согласно действующей редакции Конституции, парламентские выборы должны пройти 29 октября текущего года, а президентские — 31 марта 2024 года. Однако нужны ли они на самом деле киевскому режиму?
Серьезные полевые электоральные исследования на Украине не проводились довольно давно. Телефонные опросы демонстрируют достаточно высокий (около 50%) рейтинг Владимира Зеленского и подконтрольной ему партии «Слуга народа».
Насколько эти результаты корректны на фоне отсутствия реальной анонимности — большой вопрос.
Однако в целом действующий украинский президент сейчас — фигура действительно популярная. Рейтинг ему удается поддерживать благодаря тотальной милитаристской истерии и полной зачистке информационного поля путем неправомерного закрытия практически всех оппозиционных СМИ. Если бы выборы можно было провести прямо сегодня, Зеленский, возможно, на это бы и пошел. Но сейчас существует несколько болезненных для официального Киева нюансов.
С формальной точки зрения, самая большая проблема — это действие военного положения, во время которого, согласно украинским законам, выборы проводить нельзя. Если же случится невообразимое, и Зеленский завтра прекратит огонь, чтобы сесть за стол переговоров, реакцию общества с уверенностью предсказать нельзя.
Украинцы (или хотя бы их часть), выйдя из милитаристского угара и осознав масштабы экономической катастрофы, могут начать спрашивать: «А зачем это всë было»? Итоги выборов в такой ситуации становятся непредсказуемыми.
Если боевые действия «заморозить» прямо сейчас, до 29 октября у местного населения останется достаточно много времени на размышления. Поэтому в Зе-команде решили реализовывать другой сценарий.
«Если у нас будет военное положение, у нас не будет выборов. Конституция запрещает любые выборы во время военного положения. Если военного положения не будет, то [выборы] будут. Ну, в законе написано, что по Конституции Украины после окончания военного положения, я думаю, через 90 дней проводятся выборы», — разоткровенничался на днях Зеленский в интервью The Washington Post.
Комментируя это заявление, издание «Страна.UA» отмечает: «С учетом того, что 2 мая парламент продлил действие режима на 90 дней (до 18 августа), вероятность проведения выборов 29 октября видится крайне низкой».
На этом фоне что-то неладное почувствовали в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Украина ранее дала определенные политические гарантии в сфере поддержания работы демократических институтов. Если Киев теперь вытрет о них ноги, то поставит в двусмысленное положение некоторых своих западных «поручителей».
Президент ПАСЕ Тини Кокс в ответ на слова Зеленского начал настаивать на проведении в срок парламентских и президентских выборов, поскольку такое обязательство содержится в Уставе Совета Европы, ратифицированном Украиной.
«Это не наш вопрос — указывать, как это сделать, но, конечно, Украина должна организовать свободные и честные выборы. Потому что это ваше обязательство по уставу Совета Европы. И, конечно, вы это сделаете. Так что это вам нужно решить этот вызов», — заявил Кокс в интервью изданию «Европейская правда».
Глава ПАСЕ подчеркнул, что выборы могут быть «не идеальными», но они всë равно необходимы как «атрибут демократии». Он напомнил, что многие страны проводили выборы в условиях военного положения, и что Турция в этом году вступила в предвыборную кампанию сразу после тяжелейшего землетрясения.
Но на Украине дали понять, что ПАСЕ им не указ, и вообще высказались о международной организации в откровенно уничижительном тоне.
Зеленский сам хамить европейцам постеснялся, но выбрал для этого достаточно представительного чиновника своей администрации. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов в эфире телемарафона объяснил, что ни парламентских, ни президентских выборов на Украине в обозримом будущем не будет.
«В ПАСЕ должны четко понимать, что у нас есть своя Конституция и законы нашей страны, по которым мы должны жить. А эти ПАСЕ лучше бы занимались другими вещами, не допускали присутствия Российской Федерации у себя. Мы разберемся самостоятельно — согласно нашим законам и согласно нашей Конституции. Когда есть введение того положения, в котором мы сегодня с вами находимся, никаких выборов проходить не может. Точка», — отрезал Данилов.
Как сам президент Украины, так и представители его окружения прекрасно понимают, что уходить сейчас им нельзя. Помимо личных патологических амбиций киевского «фюрера», есть как минимум две веские причины, заставляющие Зеленского держаться за президентское кресло зубами.
Выстроенная Зе-командой система управления предоставляет сейчас беспрецедентные коррупционные возможности. Украине дают в долг крупные суммы денег, которые можно осваивать практически бесконтрольно.
Прогремевший недавно конфликт с массовыми хищениями на поставках для армии практически не имел никаких серьезных последствий. Минобороны продолжает приобретать продукты по завышенным в несколько раз ценам, а его глава Алексей Резников спокойно сидит в своем кресле. При этом тендеры по закупкам яиц и свеклы еще можно как-то проверить, сверив цены с теми, по которым они продаются в супермаркете или на рынке.
Воровать же на инфраструктурных проектах, которые полностью отрабатываются окружением президента, гораздо проще.
Никто в жизни не определит, сколько действительно денег потребовалось на восстановление моста или дороги в зоне боевых действий, на строительство укреплений или на ликвидацию последствий паводков. Единственная реальная помеха Зеленскому в этой сфере — сохраняющие хотя бы частичную автономию мэры.
Поэтому офис президента и активизировал в последнее время расследование «коррупционных» дел против лидеров самоуправлений Чернигова — Владислава Атрошенко (уже отстранен от должности) и Одессы — Геннадия Труханова (выпущен под залог). Тучи сгущаются и над главой Киева Виталием Кличко.
Впрочем, возможность воровать для команды Зеленского — это еще не всë. Боевые действия сопровождаются чудовищными военными преступлениями со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) и украинских спецслужб.
Пока что направленные обстрелы жилых кварталов Донецка и ямы с трупами под Купянском игнорируются. Но когда огонь прекратится, обо всëм этом могут вспомнить, как это уже происходило, например, в Югославии. На скамье подсудимых оказались даже отдельные деятели, таскавшие каштаны из огня для США и Европы. И Зеленский наверняка осознает, что может повторить их судьбу. Возможно, поэтому он всë чаще появляется на публике в «измененном состоянии».
Но пока говорят пушки, у него всë в порядке. И поэтому он меньше всех на Земле заинтересован, чтобы на Украину вернулся мир. Зеленский в наркотическом угаре будет подливать бензин в костер войны, а сторонников ее прекращения объявлять «зрадныками».