Один в поле не воин: Россия и Беларусь вместе противостоят «праву сильного» Запада
Святослав Князев
США с союзниками не только взрастили русофобский киевский режим и оснастили украинскую армию исключительно с целью войны против России. Беларусь также испытывает постоянное давление по периметру своих границ, а ее соседи спешно и усиленно вооружаются. В этих условиях сотрудничество Москвы и Минска в области обороны становится всë более актуальным буквально на глазах.
В кутерьме 1991 года, когда разваливался Советский Союз, многие его жители не отдавали себе отчета в одном очень неприятном аспекте происходящего. У новых государств возникали серьезнейшие пробелы в обеспечении безопасности, причем некоторые из них были просто непреодолимы в одиночку.
Бывшие советские республики столкнулись с взрывным ростом уровня преступности, политическим и религиозным экстремизмом, международным терроризмом, межнациональными конфликтами, сложностями с урегулированием пограничных споров и резкой военно-политической активизацией западных держав, планирующих превратить эти страны в свои колонии. Поэтому процесс «склейки» того, что было только что разбито, оказался неизбежен.
Изначально вопросы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве в ручном режиме аврально решала Россия, вводя в зоны особо опасных конфликтов своих миротворцев и усаживая противоборствующие стороны за стол переговоров.
Но это был чрезвычайный формат, который не мог решать все проблемы бесконечно. Огромным шагом в обеспечении безопасности на территории бывшего СССР стало заключение 15 мая 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности. Свои подписи под этим документом изначально поставили Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Позже к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.
Из-за внешнеполитических перипетий постсоветские государства выходили из состава Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а потом возвращались обратно. В итоге сложился костяк организации, существующий по сегодняшний день: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Армения. В ее рамках проводятся совместные учения и действуют Коллективные силы оперативного реагирования.
В начале 2022 года на фоне масштабного общественного кризиса ОДКБ провела миротворческую миссию в Казахстане. Появление миротворцев охладило горячие головы, оказав содействие в разрешении существующих в республике противоречий.
В особом военно-политическом положении находится в рамках организации Беларусь.
С одной стороны, республика смогла самостоятельно оградить себя от многих проблем, с которыми не справлялись другие постсоветские государства. Официальный Минск разобрался с ростом преступности, пресек в зародыше межнациональные и межконфессиональные конфликты, не допустил масштабных «неконтролируемых» территориальных споров с соседями. Однако при этом Беларусь столкнулась с беспрецедентной угрозой, которая нарастает уже четверть столетия.
Она первой осознала масштабы опасности, исходящей от коллективного Запада, вовремя отказавшись от «евроатлантического» политического курса и передав власть патриотическим силам. С учетом международной обстановки, белорусы приняли очень смелое решение. На этом фоне единственным способом обеспечить свою безопасность для республики стало более активное сближение с Россией.
В 1997 году между странами был заключен договор о военном сотрудничестве в рамках Союзного государства. В дальнейшем Москва и Минск подписали еще около 50 документов в оборонной сфере.
Это, как выяснилось позже, было очень своевременным решением. В 1999 году в НАТО вступила Польша, а в 2004-м — Прибалтийские республики. В том же году на Украине произошла так называемая «оранжевая революция», по итогам которой по незаконной процедуре президентом страны стал прозападный политик Виктор Ющенко. Территория Беларуси оказалась с трех сторон окружена подконтрольными Западу потенциально недружественными государствами.
В дальнейшем угрозы со стороны США и их сателлитов в Восточной Европе становились всë более явными. Они, практически не скрываясь, поддерживали радикальные группы, выступающие против законной власти республики. Особенно тяжелые испытания официальному Минску принес 2020 год, когда Александр Лукашенко со значительным перевесом одержал победу на президентских выборах. Запад в ответ инспирировал акции протеста, направленные на его свержение.
12 августа 2020 года президент Беларуси на совещании с силовиками заявил, что основной силой «всех этих так называемых протестующих» являются «люди с криминальным прошлым и безработные». Он потребовал, чтобы сотрудники правоохранительных органов обеспечили безопасность граждан и защиту конституционного строя.
Позже Лукашенко публично констатировал, что управляющие незаконными акциями кукловоды «видят западные границы нашей Беларуси здесь, под Минском, как в 39-м, а не под Брестом», и подчеркнул наличие угрозы со стороны НАТО.
21 августа глава государства заявил о подготовке вторжения сил Североатлантического альянса в республику с целью создания санитарного кордона против России и отторжения Гродненской области, а также сообщил о вывешивании польских флагов в Гродно. На следующий день из перехваченных телефонных звонков стало известно о поступающих из Польши указаниях радикалам расправляться с белорусскими силовиками. Вооруженные силы республики были приведены в полную боевую готовность.
В конечном итоге законно избранному президенту удалось сохранить конституционный порядок, однако страны Запада заняли открыто конфронтационную позицию в отношении Беларуси, отказавшись признавать результаты выборов.
При этом активнее всего выражали свое возмущение провалом госпереворота власти Польши.
Официальная Варшава начала срочно наращивать численность армии и проводить учения у своих восточных границ. В планах у польского руководства — удвоить количество личного состава вооруженных сил, доведя его до 300 тысяч человек. Целью номер один «гиены Европы», вне всякого сомнения, является Беларусь.
«Пусть попробуют. Мы тут рога обламывали не таким. Поэтому, если они хотят попробовать, пожалуйста… Я всегда военным говорил: мы ничего не должны прозевать. 1941 год повторить мы не должны. Поэтому мы ответим… Но не надо забывать, что сзади Россия — ядерная держава. И у нас соответствующий договор. И на эту тему мы общаемся очень часто в последнее время с президентом России», — прокомментировал глава Беларуси возможную военную угрозу со стороны Польши 9 мая 2022 года.
6 октября 2022 года министр обороны Виктор Хренин заявил о готовности реагировать на провокации потенциального противника.
На следующий день на встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина было принято решение о развертывании региональной группы войск Российской Федерации и Республики Беларусь.
В феврале 2023 года президент Беларуси призвал к большему сплочению в рамках ОДКБ. Минобороны республики в это же время заявило о кризисной ситуации, сложившейся по периметру границ страны.
25 марта стало известно о том, что Москва и Минск договорились о размещении в Беларуси российского тактического ядерного оружия. Владимир Путин уточнил, что был передан ракетный комплекс «Искандер», а также десять самолетов, способных нести атомные боеголовки.
В конце марта стало понятно, почему Беларусь форсирует вопрос резкого усиления своего оборонного потенциала.
«Полным ходом идет формирование неких полков, хоругвей, легионов для последующего переворота в Беларуси. Придет время — мы вам выложим это всë. Они готовятся вторгнуться на территорию Беларуси для уничтожения нашей страны», — заявил Лукашенко в своем послании к народу и парламенту.
По его словам, «на военные нужды в 2023 году Польша планирует направить около 21 миллиарда евро или примерно 3% от ВВП — на 70% больше, чем в 2022 году».
В апреле Беларусь обнародовала проект Концепции национальной безопасности.
«Наметившиеся тенденции по изменению баланса сил вблизи границ республики, милитаризация соседних стран, скрытые и явные угрозы применения военной силы создают предпосылки к нарушению стратегической стабильности в регионе Восточной Европы. Постоянное совершенствование военной организации государства, реализация мер стратегического сдерживания, союзнические отношения с Российской Федерацией и государствами — членами Организации Договора о коллективной безопасности обеспечивают военную безопасность страны на уровне оборонной достаточности», — отмечается в проекте.
Активизация военного сотрудничества с Россией имеет жизненно важное значение для Беларуси. Коллективный Запад разрушает архитектуру безопасности, сложившуюся в мире за последние 80 лет, поставив во главу угла право сильного.
В этой ситуации как никогда верна пословица «один в поле не воин».