Прошедшие в марте выборы в парламент Эстонии шокировали официальный Таллин результатами в уезде Ида-Вирумаа, где большинство населения составляют этнические русские. При этом в правительстве Каи Каллас не считают, что рост популярности оппозиции связан с дискриминацией местных жителей или падением их благосостояния. Конечно, там винят в проблемах «российскую пропаганду» и намерены усилить свою борьбу с ней. Правящая коалиция собирается выделить специального чиновника, который вплотную займется «эстонизацией» русскоязычного региона.
«Неправильный» регион
Нарва — третий по численности город в Эстонии, расположенный прямо на границе с Россией. Население составляет чуть менее 55 тысяч человек, подавляющее большинство которых — этнические русские. Всего в уезде Ида-Вирумаа проживает почти сто тысяч русских и еще некоторое количество русскоязычных представителей других народностей. Из более чем 130 тысяч жителей региона 83% называют своим родным русский язык.
Результаты оппозиционных партий, выступающих за налаживание отношений с Россией, на выборах 5 марта в Рийгикогу (эстонский парламент) повергли власть в шок.
Объединенная левая партия Эстонии (ОЛПЭ) набрала в Ида-Вирумаа 15% голосов, и это на фоне требований центристов совсем не допускать ее к участию.
Дело в том, что перед выборами эстонские и западные эксперты вообще не считали ОЛПЭ сколь-нибудь перспективной партией и даже не учитывали ее в своих опросах. Общепринятым было мнение, что в отношении к российской СВО на Украине в эстонском обществе не может быть разногласий, а потому политики, открыто призывающие налаживать сотрудничество с Россией, заранее считались аутсайдерами гонки.
«Левые» шли в связке с движением Koos («Вместе»), лидером которого считается Айво Петерсон, известный также как координатор «Бессмертного полка» в Эстонии. Незадолго до выборов он уехал в Донбасс и вел оттуда для эстонцев трансляции, «чтобы они увидели другую сторону войны». 10 марта Полиция безопасности (КаПо) арестовала его «по подозрению в создании связи против Эстонской Республики». По такому же обвинению правозащитнику Сергею Середенко в прошлом году дали пять с половиной лет тюрьмы. Вот такая демократия.
В масштабах всей страны коалиция ОЛПЭ-Koos собрала 2,4%. Это немного, но достаточно, чтобы получать из бюджета Эстонии ежегодное финансирование в размере 30 тысяч евро.
Сама ситуация полна иронии в связи с прошлогодним решением официального Таллина считать Россию «государством-террористом», поскольку теперь эстонским властям придется платить из госбюджета партии «пособников террористов».
Другой показательный пример — успех пророссийского политика Михаила Стальнухина, который в этом же округе выдвигался в качестве независимого кандидата. За всю историю независимой Эстонии еще ни разу никто не избрался независимым кандидатом в парламент. Однако у Стальнухина просто не было другого выбора.
После того как он жестко раскритиковал власти за снос советских памятников, назвал авторов этих инициатив «фашистами» и «нацистами», коллеги из Центристской партии просто вычеркнули его из своих рядов. Стальнухин попытался войти в Рийгикогу с другой стороны — баллотируясь независимо — и едва не прошел. Он показал в Ида-Вирумаа лучший результат, и ему не хватило всего 346 голосов из необходимых 4924, чтобы избраться депутатом.
«Я играть в наперстки с нашей системой выборов больше не буду. Я ухожу на дембель — и это совершенно точно были мои последние выборы и в Рийгикогу, и в прочие высшие органы», — заявил политик.
«Провал и шок»
«Результаты всех партий в Ида-Вирумаа — это провал и шок. К этому привели 30 лет игнорирования региона с русскоязычным населением. Эстонским политикам следует перестать бояться работать с этим регионом», — заявила на подведении итогов выборов Кристина Каллас, представитель партии Eesti 200, вошедшей в правящую коалицию.
По мнению эстонских журналистов, популярность ОЛПЭ в один миг выросла в тридцать раз.
Однако в Таллине не находят в себе сил признаться, что такому результату способствовали десятки лет унижения русскоязычного населения региона, высылки из страны или аресты и тюремные сроки для активистов, защищавших права этнических русских в Эстонии.
Вновь утвержденная в должности премьер-министра Кая Каллас тоже избегает прямо называть эти особенности взаимоотношений политического центра и проблемного региона.
«В Ида-Вирумаа есть социально-экономические проблемы, связанные с отсталостью региона, с нехваткой рабочих мест. Есть озабоченность по поводу эстонского языка, которая связана с переходом на эстоноязычное образование. В действительности, есть озабоченность и по поводу настроений, которые проявились в связи с войной на Украине», — заявила она в недавнем интервью.
«Разобраться» с этими самыми настроениями и направляют из Таллина специального представителя правительства.
Хотя Кая Каллас и правящая коалиция в качестве причины всех проблем в Эстонии ссылаются на российскую СВО, можно с уверенностью говорить, что социально-экономическую нестабильность в стране спровоцировала их неадекватная реакция на события 24 февраля. В особенности политические решения Таллина ударили по экономике Ида-Вирумаа, тесно связанного с Россией.
Под смягченной формулировкой премьера о «социально-экономических проблемах» кроется экономическая катастрофа целого региона, жившего за счет торговых и экономических связей с Российской Федерацией. Ориентированные на коммерцию промышленные парки вынуждены простаивать, а отельеры — фиксировать рекордные убытки. Из-за прекращения торговли с РФ разоряются транспортные и логистические компании, теряются сотни рабочих мест.
Решить эти проблемы Кабинет Каллас попытался еще в прошлом году, во время визита главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.
Таллин с Брюсселем анонсировали инвестиции в Ида-Вирумаа в размере 343 млн евро на «безопасный переход» с нефтяной и газовой энергетики на «зеленые» источники.
Но эти инвестиции, по оценкам эстонских предпринимателей, будут способствовать появлению всего лишь порядка двух тысяч рабочих мест, тогда как нынешний официальный уровень безработицы в уезде — самый высокий по Эстонии (15%) и превышает семь тысяч. Кроме того, в регионе у значительного числа жителей серьезно снизился уровень жизни из-за роста инфляции и падения экономики.
Русских растворят
Впрочем, в правящей коалиции не считают, что рост поддержки оппозиционных политических партий вызван провалами в экономике и финансовой системе, которые, в свою очередь, спровоцировало бездумное присоединение к антироссийским санкциям.
Правительство Каллас винит в проблемах… российскую пропаганду и намерено усилить свою борьбу с ней.
Специальный представитель в Ида-Вирумаа, которого предстоит назначить по линии Министерства по делам регионов, возглавляемого Мадисом Калласом, должен будет суметь уговорить местных русских согласиться со сменой названия улиц, отказаться от любых праздничных мероприятий на День Победы — 9 мая, а также отдавать детей в эстонские школы. Конкретный список задач, как и кандидатуры на эту должность, пока не определен — это надеются решить в коалиционных переговорах.
В чем партии власти точно столковались, так это в том, что бороться с мифической российской пропагандой нужно усилением «эстонизации» русскоязычного населения.
Поэтому правительство дало старт амбициозной программе по полному переводу всех учебных заведений на эстонский язык обучения, продолжает политику поражения русскоязычных в политических правах и практику «негражданства», преследования правозащитников и активистов.
По словам экс-посла РФ в Эстонии Владимира Липаева, Таллин взял курс на агрессивную ассимиляцию русскоязычного населения.
«Русский язык вытеснен из сферы высшего образования, вытесняется из школьного, причем иезуитскими методами, при этом преподавателей на эстонском по ключевым предметам нет. Русскоязычное население, в особенности дети, не сможет получить нормальное образование по физике, химии, математике, забудет русский язык, что оно русское, утратит всякую связь с русской культурой», — уверен дипломат.