Прелюдия к «зачистке» неугодных: в Молдове прошел первый тур выборов башкана Гагаузии
Максим Камеррер
В минувшее воскресенье состоялся первый тур выборов башкана (главы) Гагаузии. В следующий раунд прошли Григорий Узун, поддерживаемый Партией социалистов, и Евгения Гуцул от партии «Шор», в то время как правящие в Молдове прозападные силы посчитали бесперспективным включаться в борьбу. Тем не менее последовавшие вскоре события подтвердили, что Майю Санду не устроит ни один из победителей и она готова к «зачистке» политического поля республики.
Выборы башкана Гагаузии отлично характеризуют происходящие в Молдове политические процессы. Надо отметить, что наряду с Приднестровьем автономия на юге страны — это регион, в котором настроения подавляющего большинства населения являются откровенно пророссийскими. Что и обуславливает наличие постоянных трений между Комратом и Кишиневом.
Наилучшим показателем этого становится тот факт, что ни одна прозападная партия Молдовы, в том числе и обладающая парламентским большинством PAS, не выдвинула своего кандидата на пост башкана и не стала поддерживать кого-либо из восьми претендентов, справедливо полагая, что это будет только во вред.
Между тем по крайней мере двое из них — Дмитрий Кройтор и Николай Дудогло — в случае избрания могли проявить необходимую Майе Санду лояльность по отношению к официальному Кишиневу. Поэтому их и пытались всеми способами протащить во второй тур.
Об этом говорит, например, то, что в ЦИК Гагаузии в день выборов приехали посол США в Молдове Кент Логсдон и глава делегации ЕС Янис Мажейкс. Экс-премьер Ион Кику назвал это унизительным знаком неуважения к независимости избирательных процессов в республике. Однако представитель местного центризбиркома заявила, что оба иностранца были зарегистрированы в качестве международных наблюдателей.
Тем не менее в силу доминирующих в регионе пророссийских настроений тройка лидеров, по предварительным опросам, состояла из претендента от партии «Шор» Евгении Гуцул, баллотировавшегося при поддержке Партии социалистов Григория Узуна, и главы общественной организации «НАШ — Народный антикризисный штаб» Виктора Петрова.
«Результаты выборов в Гагаузии крайне опасны для Молдовы и ее европейского будущего. Прежде всего, три первых кандидата — это люди, на которых Москва сделала ставку на этих выборах… Даже если результаты выборов будут аннулированы, состояние избирателей останется прежним», — так охарактеризовал предвыборную гонку экс-премьер Владимир Филат, под чьим руководством Санду начинала карьеру в политике.
По всем прогнозам, двое из них должны были выйти во второй тур выборов.
Так оно и случилось, но при этом борьба оказалась настолько упорной, что разница между первым и вторым местами составила всего 13 голосов, на которые Узун опередил Гуцул, а Петров по полученным голосам отстал довольно значительно.
Причины этого видятся прежде всего в том, что прошедшие дальше кандидаты пользовались поддержкой политических партий. В своих встречах с населением они постоянно подчеркивали, что представляют сплоченные команды, которые будут работать на благо Гагаузии вместе с ними.
Это даже в большей степени касается Евгении Гуцул, имевшей возможность демонстрировать в своей предвыборной программе успехи, достигнутые представителями партии «Шор» в других регионах, где ранее на местных выборах побеждали ее кандидаты.
Если же говорить о Партии социалистов в этой избирательной кампании, то в ее рядах наметился раскол.
Официально она поддержала Григория Узуна, при этом предвыборный штаб Виктора Петрова возглавил нардеп парламента Молдовы от ПСРМ Василий Боля, который не согласился с кандидатурой, выдвинутой его партией. Тем не менее ударная работа почти всех депутатов-социалистов в Гагаузии, особенно в последнюю неделю перед первым туром, и личное участие экс-президента Игоря Додона позволили Узуну победить в первом туре.
Опыт проведения предвыборной агитации у Партии социалистов и партии «Шор» оказался решающим в проходе их кандидатов во второй тур.
Однако, судя по всему, выборы в автономии стали лишь прелюдией к событиям, развернувшимся буквально на следующий день.
Утром 1 мая вице-председатель партии «Шор» Марина Таубер была задержана в аэропорту Кишинева, когда хотела вылететь на три дня в Израиль для прохождения краткого курса лечения. Ранее в отношении нее были отменены все ограничения на выезд из страны, связанные с уголовным делом, открытым против нее режимом Санду.
Очевидно, что успех Гуцул, которая последней зарегистрировалась на выборах в Гагаузии и имела меньше времени на избирательную кампанию, чем другие кандидаты, и задержание Таубер — не случайное совпадение. И дело тут не только в борьбе за пост башкана.
Напомним, что 7 мая партия «Шор» планирует провести перед парламентом в Кишиневе очередную массовую акцию протеста. А 9 мая, в День Победы, вместе с ПСРМ собирается организовать акцию «Бессмертный полк». В то же время 21 мая, в день проведения Народного собрания бюджетников, которых режим Санду намеревается чуть ли не силой свозить в столицу, Илан Шор объявил о проведении митинга там же, на главной площади.
Это, без сомнения, не только портит впечатление от планируемого президентом мероприятия, на котором она хочет продемонстрировать стремление молдаван в ЕС, но и ставит под угрозу весь смысл проведения акции, рассчитанной на глав стран Евросоюза, которые должны приехать в Молдову 1–2 июня.
Источники сообщают, что, помимо задержания Таубер, планируется и заключение под стражу экс-президента Додона. Изолировав оппозиционных лидеров, правящий режим рассчитывает обезглавить намеченные массовые протесты, а также запугать всех остальных несогласных.
При этом противники действующей власти не то что не сотрудничают, а, наоборот, находятся в состоянии острой конфронтации. Это определенно еще скажется в ходе избирательной борьбы во втором туре выборов в Гагаузии. Партия социалистов пребывает в достаточно глубоком кризисе уже давно, и возвращение Додона связано с желанием помочь ПСРМ. За последнее время ее ряды покинули несколько депутатов, двое из которых, оставаясь независимыми, заняли позицию, близкую к партии «Шор».
Таким образом, второй тур выборов башкана превращается в своеобразный поединок двух партий, претендующих на лидерство в оппозиции. Однако как бы ни закончилась эта борьба, пассивность ПСРМ и нежелание присоединяться к массовым митингам не обеспечат ей поддержку простых молдаван.
Социалисты не были замечены на акциях протеста «Движения за народ». Они не шли впереди народных масс, как Таубер, и их не арестовывал действующий режим. Сам собой возникает вопрос: так, может, они нашли консенсус с Санду?
Чего боится прорумынская и проамериканская власть Молдовы? Народных волнений, которые могут выйти из-под контроля и испортить команде президента благостную картинку всеобщей поддержки европейского будущего захваченной ими страны, которую они скоро открыто назовут Румынией. Режим Санду уже показал свои намерения беспределом против Таубер. С другой стороны, ореол политических мучеников лишь увеличивает популярность партии «Шор».
Сегодня прозападному руководству Молдовы нужны тишина и спокойствие для полного контроля над ситуацией. Скорее всего, какие-то действия против нового башкана Гагаузии будут предприняты сразу же после второго тура.
Санду с большой вероятностью может объявить о нарушениях в ходе выборов и аннулировать их результаты.
Сделать это будет несложно: на прошлой неделе Конституционный суд Молдовы возглавил Николай Рошка (в прошлом он являлся адвокатом президента, а сегодня его дочь работает ее советником).
Гагаузия выступает за сохранение суверенной молдавской государственности и дружественных связей с Россией, что совершенно не вяжется с политикой, проводимой Кишиневом. При этом отмечается, что текущая избирательная кампания имеет легитимный и конкурентный характер, что говорит об устойчивости демократических институтов в автономии.
Местный ЦИК не зафиксировал существенных нарушений, которые могли бы повлиять на ход выборов. Однако вопиющий пример того, как поступили с Таубер после первого тура выборов мэра Бельц и как поступают с ней сегодня, дает основания полагать, что Санду не остановится ни перед чем.