В это воскресенье состоятся выборы башкана Гагаузии — автономии на юге Молдовы. Избирательная кампания стала настоящей головной болью для официального Кишинева, ведь прозападный режим республики вынужден в роли статиста наблюдать за тем, как за пост главы стратегического региона соревнуются в той или иной степени пророссийские кандидаты. Поэтому можно не сомневаться, что Майя Санду и партия PAS
Жители Гагаузии всегда отличались своим собственным мнением как о происходящих в стране процессах, так и о том, куда надо интегрироваться. В августе 1990 года, когда Прибалтика и некоторые другие союзные республики уже взяли курс на независимость от Москвы с четким намерением двигаться в сторону Запада, гагаузы объявили о создании Республики Гагаузия в составе СССР.
Непризнанное государство на три года пережило Советский Союз, в котором де-юре состояло. Его жители тогда просто отказывались признавать развал единой страны. Ключевую роль в убеждении «строптивых» южан вернуться в Молдову сыграли эмиссары из Москвы в 1994 году.
Спустя 20 лет, в разгар объявленной правящими в Кишиневе партиями «евроинтеграции», 2 февраля 2014 года было проведено два референдума, на которых гагаузы проголосовали за вступление в Таможенный союз и за выход из состава Молдовы в случае ее вступления в Евросоюз или поглощения Румынией. На Западе это многие назвали репетицией «Крымской весны», прошедшей спустя месяц с небольшим.
В это воскресенье жителям своенравного региона предстоит выбрать нового политического лидера — башкана. На данный пост претендуют восемь кандидатов, но при этом ни одного от правящей в Молдове пропрезидентской партии «Действие и солидарность» (PAS), которая просто воздержалась от участия.
«Наши граждане из Гагаузии получали на протяжении 30 лет российскую пропаганду, и что сейчас, ехать и их переубеждать? (...) Партия PAS решила не выдвигать своего кандидата на этих выборах, потому что нет смысла. Мы знаем реальность, и зачем тогда выдвигать его?», — так объяснил отсутствие претендента от считающейся самой популярной в Молдове партии на будущих выборах депутат Дориан Истратий.
Таким образом, официальный Кишинев просто расписался в отсутствии понимания и даже желания понимать, чего и почему хотят жители Гагаузской автономии, которых действующее руководство республики за последний год полностью отрезало от российского телевидения и новостных ресурсов в Интернете, социальных сетей, инвестиций, рынка для экспорта винодельческой и сельскохозяйственной продукции.
При этом в правящей в Молдове партии не скрывали, что не хотели бы видеть, чтобы кто-то из претендентов на пост башкана открыто выступал за дружбу и наведение мостов с Москвой.
На этих выборах Россия действительно не отдает предпочтения какому-то одному кандидату, что резко отличается от стратегии прошлых избирательных кампаний.
В 2006 и 2010 годах в Кремле однозначно давали понять, что предпочли бы сотрудничать с Михаилом Формузалом. В 2015 и 2019 поддержали Ирину Влах (нынешнего башкана). В результате голосование зачастую превращалось в состязание уже победившего, благодаря российской поддержке, с еще не проигравшими. На этот раз все иначе.
Звезды российской эстрады Филипп Киркоров, Николай Басков и Стас Михайлов призывают избирателей автономии голосовать за кандидата от партии «Шор» Евгению Гуцул. Раис Татарстана, дружественного Гагаузии региона России, Рустам Минниханов собирался прилететь и поддержать независимого претендента Виктора Петрова, но режим Майи Санду сорвал визит, назвав гостя из Казани «нежелательным лицом».
Экс-президент Молдовы Игорь Додон в эфире телеканала «Россия-24» предлагает отдать предпочтение кандидату от пророссийской Партии социалистов Григория Узуна. Еще один независимый кандидат Сергей Чимпоеш обсуждает дружеские отношения русского и гагаузского народов с зампредом Госдумы РФ Петром Толстым.
Среди оставшихся претендентов бывший российский фаворит Михаил Формузал, поддерживаемый пока еще действующим башканом Ириной Влах, Дмитрий Кройтор, собиравший подписи за признание русского языка вторым государственным, Николай Дудогло и Сергей Чернев.
Наиболее благоприятным для Майи Санду итоговым результатом выборов в непокорном регионе станет победа Дмитрия Кройтора.
Несмотря на «пророссийские» инициативы, на должности молдавского посла в Турции он честно отрабатывал общий проевропейский курс, заданный официальным Кишиневом. В местном экспертном сообществе бытует мнение, что его кандидатуру власти Молдовы согласовали с турецкой администрацией, а потому «независимые» СМИ называют его основным фаворитом предвыборной гонки. Об этом же говорят и организованные правящей партией социологические исследования, уверенные в победе Кройтора во втором туре, что, мягко говоря, выглядит маловероятным.
Если обобщать, то руководство Молдовы сегодня вместо одного наблюдает сразу восемь скрытых или явных «пророссийских» кандидатов. Несмотря на различия в том, как они ведут избирательную кампанию, вся их риторика сводится к нескольким общим тезисам: сохранение мира, стабильность, развитие экономики и сельского хозяйства региона, рост социальных выплат, налаживание отношений с Россией и другими странами постсоветского пространства.
Можно за «оправдание страны-агрессора» попытаться снять с выборов одного, двоих, троих, четверых и больше конкурентов, но нельзя снять всех.
В этом смысле официальный Кишинев уже проиграл в Гагаузии. Все предпринятые на протяжении последнего года меры по ограничению свободы слова: закрытие телеканалов, блокада российских новостных порталов, травля инакомыслящих политиков и общественных активистов — все это не повлияло на общественное мнение в автономии.