Русофобская истерика: дискриминационную политику Латвии осудили даже на Западе
Тимур Марков
Власти Латвии усиливают политику ненависти, проводимую в отношении и России, и собственных русскоязычных граждан. Подобный русофобский фанатизм раскритиковали не только в Москве, но и на Западе. Кроме того, официальную Ригу абсолютно не заботит тот факт, что выбранный внешнеполитический курс бьет в первую очередь по экономике самой республики, которая и так выделяется даже на фоне кризиса, охватившего весь Евросоюз после введения антироссийских санкций.
Системная русофобия
Еще с начала 1990-х годов власти Латвии, которая лидирует среди государств Прибалтики по количеству проживающих в стране этнических русских, проводят в их отношении дискриминационную политику, превратившуюся сегодня, по сути, в откровенный террор. К этому можно добавить агрессивную русофобскую риторику официальной Риги, резко усилившуюся после начала специальной военной операции на Украине.
Руководство Латвии не скрывает враждебного отношения как к России, бывшей некогда главным торговым партнером республики, так и к русским и русскоязычным жителям собственной страны, в которых подозревают предателей и «пятую колонну».
Одновременно с накачиванием киевского режима оружием, боеприпасами и другими грузами военного назначения началась активная работа по отсечению жителей Латвии от российского информационного пространства. Решению этой задачи была уделена большая часть прошлого года.
В июне 2022-го Национальный совет по электронным СМИ запретил транслировать и ретранслировать все без исключения российские телеканалы. Тем же распоряжением были заблокированы новостные сайты, информационные порталы, социальные сети и развлекательные онлайн-медиа. Просмотр запрещенного контента приравняли к административному преступлению, который карается драконовскими штрафами до 14 тысяч евро.
Несмотря на то, что подобные меры больше присущи тоталитарным режимам и никак не вяжутся с демократическими свободами, они соблюдаются, и уже известно о задержании и наказании «преступников».
Самый громкий из таких случаев произошел в декабре прошлого года, когда в Риге полиция задержала мужчину, создавшего целую сеть по обходу правительственных ограничений. Латвийские блюстители «порядка» нашли у арестованного дома десятки приемников, карт доступа и оборудование для настройки ТВ-сигнала. Как выяснилось, он подключил к российскому телевидению более ста домохозяйств Рижского района.
Латвия, уже запретившая применение русского языка в официальной и деловой сферах, теперь собирается расширить ограничения.
В Сейме приняли законопроект, который обязывает россиян с ВНЖ сдавать экзамен на знание латышского языка. В случае его провала их ждет депортация.
Полмиллиона русских
Действие нового закона распространяется на проживающих в Латвии граждан России, еще не сдавших необходимый для продления вида на жительство экзамен по госязыку и не выехавших из страны добровольно. Власти республики заявили о готовности доставить таких жителей к пунктам пограничного перехода на границе с Россией.
Латвийские чиновники аргументируют столь строгие ограничения необходимостью знать язык страны проживания. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях: это поражение в правах нацелено исключительно на россиян, но не касается граждан других государств.
На начало прошлого года в Латвии этнические русские составляли около 24,22% населения (чуть меньше полумиллиона). При этом русский язык считают основным средством общения более 37% жителей. По данным Управления по делам гражданства и миграции, собственно граждан России в Латвии проживает около 38 тысяч или, выражаясь словами его главы Майры Розе, «каждый пятидесятый».
Среди них есть владельцы недвижимости, собственники инновационных предприятий, инвесторы в ценные бумаги и банковские активы. После начала СВО латвийские власти принялись системно снижать количество выдаваемых россиянам туристических и рабочих виз, отказывать в продлении вида на жительство.
Кроме этого, официальная Рига вводит и другие ограничения. Например, вместе с другими Прибалтийскими республиками Латвия регулярно вносит в «черные списки» российских актеров, блогеров, политологов, ведущих, которых считает поддерживающими политику Кремля.
В рамках разрыва исторических и культурных связей с Россией латвийский Сейм запретил 9 мая праздновать День Победы.
В этот день теперь нельзя устраивать марши, пикеты, торжественные мероприятия, запускать салюты и фейерверки, использовать пиротехнику и прочее. Чтить память о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне — табу, а местным жителям предлагают отмечать 8 мая День Европы вместе с остальным Евросоюзом. Ношение ассоциируемой с Россией символики вроде гвардейских георгиевских лент также запрещено.
Нет русских — нет денег
Запретом на использование русского языка при общении с государственными органами власти, ограничением на получение гражданства и ВНЖ, запретом занимать различные должности, избираться и быть избранными, служить в армии и полиции, учиться на родном русском языке, цензурой в СМИ руководство Латвии формирует картину нового антироссийского изоляционистского мира, в который намерено переселить жителей страны.
Эту стратегию по понятным причинам осудили в России.
Однако и на Западе тоже не в восторге от подобной откровенно дискриминационной политики, которая проводится в Прибалтике.
Совет Европы на протяжении предыдущих лет неоднократно критиковал официальную Ригу за преследование собственных граждан по этническим и политическим принципам. В одном из последних заявлений на этот счет содержались призывы соблюдать и уважать культурное и языковое многообразие в регионе.
Отметили «старания» Латвии и в ООН. Эксперты организации назвали действия по превращению латышского в единственный язык системы образования «дискриминационными по отношению к другим этническим группам в стране».
У подобного антироссийского изоляционизма есть и другая плоскость — экономическая.
Все страны Евросоюза сейчас переживают серьезный кризис, но республики Прибалтики, считавшиеся транспортным и логистическим хабом между Европой и Россией, а также Центральной Азией и Дальним Востоком, потеряли больше всех. Среди них Латвия, которая начала на себе испытывать «прелести» русофобской политики собственного руководства сразу после ввода первых антироссийских санкций в 2014 году.
Сейчас же многие латвийские предприятия, работавшие за счет транзита из России и Беларуси, оказались на грани выживания. Среди них порт Вентспилса, заводы в Латгалии, в латвийско-российском приграничье и другие. Сегодня они лихорадочно пытаются перестроиться на сотрудничество с поставщиками из Центральной Азии, но безуспешно, так как и этот транзит зависит от России. Перспективы сохранить уровень жизни хотя бы на нынешнем уровне у Латвии, мягко говоря, туманные.
«В ближайшие годы Латвия приблизится к более бедным южным странам, таким как страны Балканского полуострова», — дал прогноз эксперт польского Центра восточных исследований Бартош Хмелевский.