Время перемен: Россия и Беларусь закрепляют новый курс во внешней политике
Всеволод Шимов
В связи с изменившейся международной обстановкой Владимир Путин утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации. Одной из основных ее целей является превращение Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Очевидно, в этом контексте особая роль будет отводиться Союзному государству России и Беларуси.
Нынешняя Концепция внешней политики является уже шестой по счету. Предыдущие версии были приняты в 1993, 2000, 2008, 2013 и 2016 годах и отражали меняющиеся подходы российского руководства, а также трансформации, происходившие в глобальной системе международных отношений, одним из ключевых элементов которой является Россия.
Так, Концепция 1993 года стала следствием реалий, возникших после завершения холодной войны, распада СССР и социалистического лагеря. В этот период Россия стремилась стать частью западного мира и рассчитывала на выстраивание партнерских и равноправных отношений с США. Все последующие Концепции все больше говорили о нарастающем разочаровании Москвы в этих изначальных посылах постсоветской внешней политики.
Становилось очевидным, что никакого взаимного уважительного сотрудничества с США, НАТО и ЕС не получилось.
Более того, резко усилившись за счет поглощения стран бывшего Варшавского договора и Прибалтийских государств, Запад стал представлять непосредственную угрозу для РФ. Рассматривать Россию как суверенного равноправного партнера ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне никогда не собирались, желая видеть в ней не более чем слабую периферийную страну — поставщика энергоресурсов. Любые попытки Москвы оспорить такой подход тут же объявлялись «реваншизмом» и «стремлением разрушить мировой порядок, основанный на правилах» — иначе говоря, на безусловной гегемонии коллективного Запада, которая сложилась в 1990-х и начале 2000-х годов.
Новая Концепция является продолжением и развитием предыдущих документов и отражает стремление России к формированию справедливого многополярного мира без однозначного доминирования какого-либо центра силы. При этом себя Москва позиционирует в качестве «одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации», то есть одного из ведущих глобальных игроков.
Ключевым регионом для обеспечения этой роли России в международной политике остается постсоветское пространство.
Неслучайно отрыв бывших союзных стран от Москвы, формирование там зачастую откровенно русофобских режимов, их интеграция в западные структуры влияния стали основой политики США и Евросоюза на территории распавшегося СССР.
В противовес этому Россия предлагает углубление и развитие интеграционных форматов на постсоветском пространстве — СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Отношения с Беларусью играют здесь особую роль, и в новой Концепции они упомянуты особо. Впервые же Союзное государство было упомянуто еще в Концепции 2000 года.
Внешнеполитические подходы Москвы и Минска сегодня близки как никогда. И Россия, и Беларусь выступают за справедливое многополярное мировое устройство и невмешательство во внутренние дела суверенных государств.
И если эти стратегические установки обеих стран совпадали всегда, то в вопросах регионального порядка долгое время наблюдались заметные расхождения. Несмотря на существование Союзного государства, Беларусь участвовала в западных форматах, таких как Восточное партнерство, а в период 2014–2020 годов все больше склонялась к идеям нейтралитета и «равноудаленности», что противоречило ее участию в интеграционных проектах с РФ.
После попытки Запада устроить цветную революцию в 2020 году в Беларуси официальный Минск подвел черту под этой ошибочной политикой и сегодня однозначно связывает свое будущее с Союзным государством. Так, в опубликованном в начале апреля 2023 года проекте Концепции национальной безопасности Беларуси закрепляется, что внешнеполитическая деятельность республики основывается на союзнических отношениях с Россией, а также укреплении партнерства с Китаем. К слову, курс на стратегическое партнерство с КНР также является тем общим, что объединяет сегодня Минск и Москву.
Сегодня интеграция России и Беларуси обретает все более выраженное военно-политическое измерение.
6 апреля 2023 года было принято решение о разработке Концепции безопасности Союзного государства, которую подготовят Совбезы двух стран. Документ планируется утвердить на следующем заседании Высшего госсовета в 2024 году.
Москва и Минск последовательно развивают единую систему обороны в рамках общей военной доктрины. С этой целью перед лицом угрозы со стороны Запада было принято решение о размещении тактического ядерного оружия (ТЯО) на территории Беларуси.
Этот шаг является по-своему беспрецедентным. Впервые после распада Советского Союза Россия готовится разместить этот вид вооружения за пределами собственной территории. После завершения холодной войны все атомное оружие было перемещено из бывших союзных республик, включая Беларусь, в Российскую Федерацию, которая стала официальной правопреемницей СССР. Впоследствии Александр Лукашенко, говоря о недружественных действиях стран НАТО, неоднократно сожалел об этом решении.
Тем не менее на протяжении последних тридцати лет глобальный мировой порядок был основан на убеждении, что ядерный потенциал бывшего СССР может находиться только на территории РФ.
В то же время американцы не стали сдерживать себя подобными обязательствами, их военные и ядерные объекты продолжают вольготно размещаться по всему миру, включая Европу.
Очевидно, решение разместить российское ТЯО в Беларуси стало ответной мерой, призванной хотя бы отчасти компенсировать этот глобальный дисбаланс.
Для российско-белорусских отношений «ядерное братство» становится принципиально новым фактором, который, несомненно, будет способствовать дальнейшему сближению двух стран.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН