Эстония приступила к беспрецедентной милитаризации на фоне тяжелейшего экономического кризиса
Святослав Князев
Официальный Таллин планирует резко увеличить армию, нарастить призыв на срочную службу и создать на своей территории новую инфраструктуру НАТО. Параллельно эстонские власти продолжают оказывать военную помощь киевскому режиму. При этом сама Эстония все глубже увязает в тяжелом экономическом кризисе, а ее валовой внутренний продукт и промышленное производство стремительно падают.
Министр обороны Эстонии Ханно Певкур предложил увеличить численность личного состава армии республики почти в два раза. Глава ведомства отправил на согласование проект закона, согласно которому число военнослужащих достигнет 43,7 тысячи человек (против 26,7 сейчас). Это общее количество основного действующего состава армии, военизированного ополчения Кайтселиит и резервистов.
Такое заявление свидетельствует о том, что эстонские власти делают очередной шаг на пути идущей в последнее время тотальной милитаризации республики.
В 2022 году руководство Эстонии приняло решение об увеличении ежегодного призыва в армию до 4 тысяч человек с целью «улучшения военного потенциала страны». Делать это планируется поэтапно. В 2024 году собираются призвать 3,8 тысячи человек, а к 2026 году — нарастить призыв до 4 тысяч. При этом в Таллине уточнили, что данное расширение «учтено в инфраструктурных планах» Министерства обороны. Эстонские военные также получат дополнительные средства на питание и транспортные нужды.
30 млн евро было выделено дополнительно на закупку снаряжения для 10 тысяч резервистов, которых планируют снабдить оружием, амуницией, а также летним и зимним обмундированием. Кроме того, было официально объявлено о том, что эстонское ополчение имеет право изымать для своих нужд транспорт у гражданских лиц.
В конце прошлого года Певкур сообщил, что в нынешнем времени оборонный бюджет Эстонии впервые превысит один миллиард евро.
Он отметил, что в течение четырех лет доля инвестиций на этом направлении вырастет до 55%, что является самым высоким показателем для стран НАТО.
В начале февраля текущего года премьер-министр Эстонии Кая Каллас объявила, что в 2023 году расходы на оборону страны повысятся до 2,85% ВВП. Для сравнения, куда более благополучная Германия выделяла в последнее время на оборонные нужды всего 1,24% своего ВВП, Испания — 1,09%, а Италия — 1,51%. По словам главы правительства, Эстония следует новой основе политики безопасности и действует в пяти сферах, которые «образуют единое целое и каждая часть которого одинаково важна для укрепления ее безопасности».
Кроме того, республика планирует развернуть на своей территории полноценную дивизию НАТО и уже начала предпринимать в этом направлении конкретные шаги. Сейчас Эстония принимает у себя боевую группу Альянса и останавливаться на этом не намерена.
«Дивизия выполняет две основные задачи в обороне Эстонии: объединяет боевые действия округов территориальной обороны, бригад и других родов войск и является связующим звеном с союзниками и их военными возможностями», — заявил заместитель командующего силами обороны генерал-майор Вейко-Велло Пальм.
По его словам, необходимость создания дивизии вытекает из военной логики командования НАТО.
Вашингтон уже отправил в Эстонию взвод реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS и пехотную роту. Американские солдаты получили свой «угол» на базе 2-й бригады сил обороны в городе Выру, а реактивная артиллерия — 1-й бригады в местечке Тапа. Таким образом, военнослужащим США хотят создать условия для «ознакомления с ландшафтом» Эстонии.
При этом официальный Таллин намеревается закупить еще шесть пусковых установок HIMARS за 200 млн долларов США для собственного пользования.
В целом в новую натовскую дивизию со стороны Эстонии войдут две пехотные бригады, батальон логистики, а также батальон штаба и связи. Кто сформирует третью бригаду и остальные вспомогательные подразделения, пока что неизвестно. Судя по предварительным публичным оговоркам официального Таллина, скорее всего, это будет кто-то из «тройки» — США, Великобритания или Франция.
Чтобы обосновать перед собственным населением колоссальные военные расходы, эстонские власти пытаются раздувать милитаристские русофобские настроения. Эстонию называют «прифронтовой» страной, а ее жителей регулярно пугают уже порядком набившей оскомину «российской угрозой».
При этом эстонцев убеждают в необходимости регулярно передавать оружие и снаряжение киевскому режиму. Объем этих поставок за год оценивается примерно в 400 млн евро — более 1% ВВП страны. Только за последние несколько недель Таллин передал Киеву автоматы, пистолеты, беспилотные летательные аппараты, тепловизоры, генераторы, зарядные устройства, снайперское оружие и снаряжение для спецподразделений.
Ранее в пакеты эстонских военных поставок Украине входили ракеты противотанкового ракетного комплекса Javelin, гаубицы, противотанковые мины и гранатометы, минометы, транспортные средства.
Самое примечательное во всей этой истории заключается в том, что Эстония сейчас переживает острый экономический кризис, и уровень жизни ее населения стремительно падает.
ВВП республики по итогам 2022 года снизился на 1,3%. Причем в четвертом квартале в годовом измерении он рухнул и вовсе на 4,1%. Ситуация в индустриальном секторе вообще катастрофическая. Промышленное производство в феврале 2023 года обвалилось на 7,4%, откатившись по показателям примерно на пять лет назад.
Как пишут эстонские СМИ, падение наблюдается практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Производство изделий из металла упало на 10,4%, электроники — на 6,2%, продуктов питания — на 2,3%.
Казалось бы, властям Эстонии стоит заняться спасением своей экономики и защитой от обнищания голосовавших за них людей. Но это сложно и скучно.
Куда интереснее выбрасывать сотни миллионов евро на помощь неонацистскому киевскому режиму и миллиарды — на милитаризацию собственной страны в угоду заокеанским хозяевам.
Своему населению пока что можно вешать на уши лапшу о «российской угрозе», а когда оно начнет все-таки что-то понимать, закрыть ему рот, как это уже сделали с теми, кто пытался отстаивать права русскоязычных граждан страны.