Во власти исторического бреда: социология раскрыла страшный секрет нацификации Украины
Святослав Князев
Киевский международный институт социологии обнародовал шокирующие результаты исследования «Историческая память», позволяющие понять механизм массового распространения неонацистских настроений на Украине. Циничные манипуляторы воспользовались тем, что жители Незалежной плохо знают историю, и погрузили их в извращенную виртуальную реальность, в которой любовь к Богдану Хмельницкому сочетается с почитанием Польши, а почти треть населения защищает гитлеризм.
Киевский международный институт социологии (КМИС) опубликовал развернутый отчет о результатах исследования, посвященного состоянию исторической памяти украинцев, — печальных и парадоксальных.
Исследование состояло из нескольких блоков. Один из них посвящен оценке жителями Незалежной конкретных исторических личностей — от средних веков и до ХХ столетия.
86% опрошенных заявили о своем позитивном отношении к националисту Вячеславу Черноволу, 89% — к Богдану Хмельницкому, 84% — к Ивану Мазепе, 83% — к Степану Бандере, 67% — к Роману Шухевичу, 64% — к Симону Петлюре.
При этом, например, к освободителю Украину от нацистских оккупантов генералу Николаю Ватутину позитивно относится всего 21% участников исследования (37% — негативно, а 12% не могут определиться).
А к фактическому создателю Украины Владимиру Ленину хорошо относятся всего 8% опрошенных.
Динамика впечатляет. Для сравнения, десять лет назад о своем хорошем отношении к гитлеровскому коллаборационисту и лидеру ОУН (б)* (запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru) Степану Бандере заявляли всего 22% населения Украины. Его популярность выросла почти в четыре раза (здесь нужно сделать скидку на уход Крыма, Донбасса, а также Херсонской и Запорожской областей, но рост все равно серьезный).
Что же касается исторических событий, то 83% участников исследования позитивно оценили роль восстания Богдана Хмельницкого, 74% — «восстание» Ивана Мазепы (речь идет о переходе гетмана на сторону шведов в годы Северной войны), 67% — попытку создания УНР во время Гражданской войны, 75% — формирование ОУН* (запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru), 68% — «борьбу» ОУН-УПА* (запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru) в годы Второй мировой войны, 83% — развал СССР и еще столько же — евромайдан.
Как уже было сказано, в 2013 году хорошо относились к Бандере всего 22% украинцев.
57% участников нового исследования позитивно оценивают индустриализацию. Однако о хорошем отношении к фигуре Иосифа Сталина, который эту самую индустриализацию организовал, говорят только 6%. С точки зрения здравого смысла это объяснить достаточно сложно. Получается, что более половины населения Незалежной по тем или иным причинам не способно увязать между собой сам процесс индустриализации и личность человека, фактически запустившего ее.
Три четверти населения негативно оценивают создание СССР.
И это при том, что УССР была одним из его ключевых учредителей, и именно создание Советского Союза привело к индустриализации, которую большинство участников исследования считают благом.
Более 90% жителей Незалежной утверждают, что голод 1932–1933 годов был геноцидом украинцев, а 64% называют Украину бывшей колонией Российской империи. Очевидно, большинству граждан самостийной державы невдомек, что голод в 1930-е охватил гораздо более широкие территории, чем современная Украина, а Малороссия была настолько загадочной «колонией», что регулярно поставляла своих представителей на высшие государственные посты в империи.
О том, что День Победы 9 мая нужно отменить и отмечать вместо него День памяти и примирения 8 мая, заявили 62% участников исследования. Сохранить праздник 9 мая хотят 22% опрошенных.
Каждый второй считает, что СССР несет полную ответственность за начало Второй мировой войны, еще 35% — что частичную.
Очевидно, если бы у украинцев поинтересовались, что такое Мюнхенский сговор, абсолютное большинство из них этот вопрос поставил бы в тупик…
69% населения Украины считают, что их страна — идеологический наследник никогда де-факто не существовавшей УНР. И только 11% уверенно связывают свою историю с УССР.
62% участников опроса заявили, что поддерживают идею осуждения германского нацизма.
Но 28% (!) выступают категорически против критики гитлеризма.
При этом 71% осуждает советский коммунизм. Против осуждения советской власти — 23% опрошенных.
63% участников исследования считают поляков исторически самым близким к украинцам народом, 12% — русских, 7% — другие народы, а 17% не определились с позицией по данному вопросу.
Ответы на вопросы достаточно четко дифференцированы по региональному признаку. В западных областях антироссийскую и антисоветскую повестку уверенно поддерживают порядка 90% опрошенных, а в южной и восточной частях подконтрольных официальному Киеву территорий — около половины или чуть больше. Следует иметь в виду, что в условиях острого конфликта часть опрошенных в любой стране мира боится давать «не одобряемые» режимом варианты ответов и старается либо проявить лояльность, либо имитировать отсутствие четкой позиции.
Даже при беглом изучении результатов исследования бросается в глаза его откровенно психиатрическая парадоксальность. И речь идет о куда более ярких противоречиях, чем «индустриализация без Сталина».
Чего стоит только тот факт, что одни и те же люди признаются в любви к Богдану Хмельницкому, поддерживают его восстания, но при этом называют поляков «наиболее исторически близким по отношению к украинцам народом».
Не менее удивительно выглядит и сам факт «отказа» от родства с русскими. Общая история, данные генетики и лингвистики, археологические материалы — все это однозначно указывает на то, что русские, украинцы и белорусы входят в единую восточнославянскую общность. И этот факт безоговорочно признается учеными всего мира, в том числе в странах, которые недружественно настроены по отношению к России.
Кстати, польская Википедия в соответствующей статье относит к восточным славянам четыре народа: русских, украинцев, белорусов и русинов. На этом фоне попытка значительной части населения Незалежной объявить себя «братьями поляков» выглядит по меньшей мере странно.
Но самое печальное — это картина видения украинцами событий Второй мировой войны, сложившаяся в период с 2014 по 2023 год. И дело не только в отношении к ОУН* (запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru), хотя отрицать массовый коллаборационизм членов данной организации и их причастность к массовым убийствам мирного населения (Холокосту, Волынской резне, карательным мероприятиям на территории Беларуси в составе вспомогательной полиции и так далее) — просто несерьезно. Но когда 28% населения Украины требуют прекратить критиковать немецкий нацизм и гитлеровскую Германию, это уже полная дикость.
Все это в комплексе указывает на чудовищные трансформации, произошедшие в коллективном сознании населения Украины под влиянием киевской неонацистской пропаганды. И не замечать их — значит занимать позицию страуса.
Профессиональные манипуляторы — как находящиеся на службе у киевского режима, так и западные — сумели на общегосударственном уровне сформировать модель «клипового сознания». Не случайно украинцы называют основными источниками «исторических знаний» YouTube и социальные сети.
Украинский сегмент Интернета просто забит онлайн-ресурсами, с которых то в легкой юмористической, то в псевдонаучной форме несется откровенная антиисторическая ахинея, но зато в яркой обертке — с картинками, «видосиками», смачными эмоциональными комментариями.
Все это могло бы казаться в какой-то мере комичным, если бы не служило идеологической базой для массированных обстрелов Донецка, терактов в глубине территории России и разжигания ненависти ко всему русскому.
Искаженное видение истории на Украине делает неизбежным проведение специальной военной операции до полной и окончательной денацификации Украины. Иначе любой стабильный мир просто невозможен.