Политика Политика

Запад перезапустил Союзное государство России и Беларуси

Сегодня, 2 апреля, традиционно отмечается День единения народов Беларуси и России. В этот день в 1996 году президенты двух стран Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В последние годы проект Союзного государства находится на подъеме, и благодарны за это сторонники российско-белорусской интеграции должны быть странам коллективного Запада, который своими санкциями и другими формами гибридной агрессии против Беларуси и России подтолкнул Минск и Москву навстречу друг другу.

В соответствии с договором 1996 года было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. 2 апреля 1997 года президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе двух государств. Спустя еще два с половиной года, 8 декабря 1999 года, был подписан Договор о создании Союзного государства, который является институциональной основой белорусско-российских отношений по сей день.

Союзное государство остается уникальной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что далеко не все пункты договоренностей удалось выполнить, Беларусь и Россия — наиболее тесно интегрированные государства бывшего СССР.

Конечно, далеко не все в белорусско-российских отношениях на протяжении этого периода было гладко. Конфедеративная модель, предполагавшая тесную социально-экономическую интеграцию и создание наднациональных органов при сохранении государственного суверенитета стран-участниц, стала источником многочисленных противоречий в отношениях Москвы и Минска. Разное понимание сторонами принципов интеграции в рамках Союзного государства привело к тому, что многие пункты соглашения (например, введение единой валюты) так и не удалось выполнить.

Как и многие другие наднациональные интеграционные структуры, Союзное государство страдает от проблем, связанных с затягиванием принятия и реализации многих решений. Например, притчей во языцех стала отмена роуминга между двумя странами, которая тянется уже много лет и никак не может завершиться.

Во второй половине 2000-х и на протяжении всех 2010-х годов отношения между Москвой и Минском становились все более сложными и противоречивыми, а многовекторный внешнеполитический курс Беларуси и рост прозападных и националистических тенденций в белорусском обществе делали перспективы Союзного государства все более туманными и неопределенными.

Однако, как оказалось, хоронить Союзное государство преждевременно.

События 2020 года в Беларуси наглядно показали, что ставка на многовекторность и балансирование между Западом и Востоком, которую делали белорусские власти, ошибочна, и только союз с Россией может обеспечить выживание политической системы, сложившейся в республике при Александре Лукашенко.

Начало специальной военной операции на Украине стало для Союзного государства новым вызовом и одновременно возможностью. Разрушение экономических связей с Западом — стресс как для российской, так и для белорусской экономик. Вместе с тем именно эти связи во многом и тормозили белорусско-российскую интеграцию.

Сырьевая ориентация российской экономики и открытость для западного импорта снижали заинтересованность в продукции белорусских предприятий. Со своей стороны, Беларусь также стремилась отвязать свой экспорт от российского рынка и снизить его долю во внешнем товарообороте до 30%. На экспорт в Европу уходили произведенные из дешевой российской нефти нефтепродукты, калийные удобрения и тому подобное. Кроме того, Беларусь была полностью завязана на портовую инфраструктуру стран Прибалтики и Украины и не заинтересована в кооперации с российскими портами.

События 2022 года полностью разрушили прежнюю логику экономических взаимоотношений Беларуси и России с Западом. Теперь на первый план вышло развитие внутренних производств и логистики, а отрасли, ориентированные на западный экспорт (поставки сырья, IT-сектор), напротив, отошли на второй.

В этих условиях вновь возросла роль Союзного государства как основной площадки белорусско-российского сотрудничества.

Совместные проекты Беларуси и России позволят уже в ближайшей перспективе заместить весь критический для отечественных отраслей импорт из стран Запада.

На 12 программ импортозамещения в машиностроении, электронике, аграрном секторе Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 миллиардов рублей. Реализация 28 интеграционных программ Союзного государства, подписанных в конце 2021 года, должна привести к унификации экономического законодательства и денежно-кредитной политики, интеграции платежных систем, созданию единых рынков нефтепродуктов и электроэнергии.

Наши страны перейдут к единой промышленной и аграрной политике, будет обеспечен взаимный доступ к госзакупкам и госзаказу.

Со времени подписания союзного договора товарооборот между Беларусью и Россией вырос в 4 раза и по итогам 2022 года превысил 50 миллиардов долларов. США. За это время было подписано 400 межстрановых договоров и порядка 650 межрегиональных соглашений.

Одной из особенностей интеграции в рамках Союзного государства стало прямое сотрудничество между регионами Беларуси и России. Между областями Беларуси и субъектами Российской Федерации заключаются и реализуются двусторонние договоры о сотрудничестве.

Взаимодействие Беларуси и России в рамках Союзного государства оказывает влияние и на интеграционные процессы на постсоветском пространстве — российско-белорусский опыт был использован при формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем и Евразийского экономического союза.

Несмотря на определенные проблемы и сложности, Союзное государство Беларуси и России остается наиболее успешным интеграционным проектом в бывшем СССР.

В меняющихся геополитических условиях роль и значение этого интеграционного образования будут только возрастать.


Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов

Читайте также
31 марта 2023
В Кремле слышали призыв президента Беларуси Александра Лукашенко прекратить огонь на Украине ради переговоров, и эта тема, вероятно, будет обсуждаться с российским лидером Владимиром Путиным.
31 марта 2023
Вооруженные силы российской армии находятся в Беларуси на ротационной основе под руководством белорусских офицеров. Об этом заявил президент республики Александр Лукашенко.
31 марта 2023
Беларусь задействует 20 российских морских портов для доставки продукции на мировые рынки, но ей нужны дополнительные возможности для экспорта.
31 марта 2023
Страны Запада продолжают планомерно наращивать военное присутствие вблизи границ России и Беларуси. Об этом заявил генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов.