Румынский сенатор Диана Шошоаке официально предложила Бухаресту аннексировать у Украины территории Южной Бессарабии и Северной Буковины. Ранее Шошоаке уже озвучивала ряд тезисов, которые в дальнейшем, после изучения реакции общества, подхватывал официальный Бухарест. В Киеве возмущаются маневрами Румынии и называют их почему-то «методикой русского реваншизма», при том что Москву сложно заподозрить в желании видеть Измаил, в котором русские являются этническим большинством, в составе страны — члена НАТО.
Румынский сенатор Диана Шошоаке внесла в парламент законопроект, предполагающий аннексию Бухарестом части территорий, входящих ныне в состав Украины. Она предлагает денонсировать Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Румынией и Украиной, заключенный в 1997 году.
В законопроекте прямо говорится: «Румыния аннексирует исторические территории, которые ей принадлежали, соответственно Северную Буковину, край Герца, Буджак (Кагул, Болград, Измаил), исторический Марамуреш и остров Змеиный».
«Также этим законом мы хотим вернуть культурную идентичность, традиции, обычаи и религию румынскому населению, численность которого оценивается примерно в 1 миллион, включая смешанные семьи», — написала автор законопроекта.
МИД Украины в ответ поспешил объявить инициативу Шошоаке «проявлением русского реваншизма» (при чем здесь Россия, непонятно) и инициировал введение санкций против румынского сенатора.
«Классический пример из методики русского реваншизма. Мы решительно осуждаем попытку подвергнуть сомнению территориальную целостность Украины, подорвать дух добрососедства между Украиной и Румынией», — заявил официальный спикер МИД Украины Олег Николенко.
Кроме того, Шошоаке внесли в базу сайта «Миротворец»*, на котором размещаются «расстрельные» списки «врагов Украины».
Шошоаке в ответ сравнила президента Украины Владимира Зеленского с Адольфом Гитлером и обвинила его в наличии «террористических повадок».
«Понимаете ли вы, насколько Украина презирает Румынию? Она официально позволяет себе угрожать смертью румынскому сенатору. Украина полностью дисквалифицировала себя, и это тот момент, когда международное сообщество должно понять, что Украина не заслуживает поддержки, которую ей оказывают, потому что она является наследницей нацистской империи, а Зеленский может быть никем иным, как Гитлером», — заявила инициатор законопроекта.
Параллельно украинские СМИ заметили, что анонсированный сенатором законопроект был официально опубликован на сайте румынского парламента.
Диана Шошоаке, юрист по профессии, была избрана в сенат Румынии в 2020 году от правой партии «Альянс за объединение румын», однако затем покинула ее и вступила в непарламентскую политическую силу — SOS (ее члены характеризуют себя как «прогрессивных националистов»).
Украинские СМИ отчаянно пытаются представить Шошоаке маргинальным общественным деятелем, не имеющим никакого отношения к политической линии официального Бухареста. Однако это явно не так.
Шошоаке проговаривала ряд тезисов, которые затем (после мониторинга первичной реакции общества) озвучивал и официальный Бухарест.
В частности, после того как сенатор подвергла публичной критике новый украинский закон о нацменьшинствах, в том же ключе высказался и президент Румынии Клаус Йоханнис. В личном разговоре с Зеленским он заявил, что этот нормативный акт «вызвал обеспокоенность и недовольство румынских властей и представителей румынской общины в Украине», а также настоятельно попросил, чтобы официальный Киев занялся решением проблем, возникающих в связи с принятием закона.
Поэтому нельзя исключать, что новый законопроект Шошоаке — это также попытка проверить реакцию общества на инициативу, которую в перспективе могут попытаться претворить в жизнь.
Претензии Румынии на Южную Бессарабию (Буджак) и Северную Буковину — старая история.
Буджак (он же Южная или Приморская Бессарабия) в средние века служил местом кочевий причерноморских номадов-скотоводов. Буковина в то время была заселена славянскими народами тиверцев и уличей, входя в состав сначала Древнерусского государства, а затем Галицко-Волынского княжества. После нашествия монголо-татар обе территории оказались под властью Золотой Орды.
Когда Орда пришла в упадок, Буджак и Буковина достались Молдавскому княжеству и оказались частично заселены молдаванами. В дальнейшем Буковина как часть Молдавии, а Буджак — непосредственно вошли в состав Османской империи.
В конце XVIII — начале XIX веков история регионов сложилась по-разному. Северную Молдавию вместе с Буковиной, воспользовавшись удобным моментом, оккупировала империя Габсбургов. Буджак, в свою очередь, стал российским в составе Бессарабии, но после Крымской войны временно оказался под контролем Румынии. По Берлинскому трактату 1878 года, Румыния вернула Южную Бессарабию России в обмен на значительно большие по площади территории в Добрудже.
В 1918 году румынские власти, воспользовавшись Гражданской войной в России и переделом земель в Европе на фоне завершения Первой мировой, оккупировали Молдавию, Южную Бессарабию и Северную Буковину. Советский Союз эти действия официального Бухареста легитимными не признал.
Румынские элиты воспринимали захваченные территории как бесправные колонии. В Бессарабии и Буковине не развивались промышленность и образование, качество жизни и уровень грамотности населения были низкими, царил полицейский произвол.
Местные жители, пользуясь любым удобным случаем, бежали в СССР. В 1940 году Бессарабия и Северная Буковина были присоединены к Советскому Союзу в результате освободительного похода Красной Армии.
Выступив в 1941 году союзником гитлеровской Германии, Румыния временно вернула себе контроль над Бессарабией и Буковиной, но после разгрома нацистов они снова оказались в составе Советского Союза. На территории Северной Буковины была образована Черновицкая, а Южной Бессарабии — Измаильская область УССР, в дальнейшем присоединенная к Одесской области.
Славянское население Буковины вплоть до вхождения региона в СССР считало себя русинами. Однако оно было украинизировано, и теперь около 75% жителей Черновицкой области называют себя украинцами. В Южной же Бессарабии украинцы являются этническим меньшинством.
Самая крупная национальная группа в Измаиле — это русские, в других населенных пунктах Буджака — болгары, гагаузы или молдаване.
Румыны составляют всего около 13% населения современной Черновицкой области. А в Южной Бессарабии их численность и вовсе находится на уровне статистической погрешности. Никаких серьезных национально-культурных связей с Румынией у местного населения нет. Под румынской властью за всю свою историю Буковина находилась чуть более двадцати, а Буджак — около сорока лет, и никакого органичного единства за это время не возникло.
Единственный козырь официального Бухареста — те жители Южной Бессарабии и Северной Буковины, которые сделали себе румынские паспорта для передвижения по территории Евросоюза. Сколько их, сказать сложно.
В другой ситуации Бухарест даже не смел бы мечтать о присоединении земель, не имеющих реальных исторических связей с ним.
Однако киевский режим, спровоцировав конфликт в Донбассе, создал западным соседям все условия для «ловли рыбки в мутной воде».
Вот только если поляков на Галичине и венгров в приграничных районах Закарпатья многие местные могут встретить с радостью, то румыны в Южной Бессарабии, считающейся одним из наиболее пророссийских регионов Украины, — чужаки, и попытка их вторжения может привести к новому конфликту.
Впрочем, Владимиру Зеленскому сегодня думать о западных границах некогда. Он с азартом обстреливает мирные кварталы Донецка и отправляет беспилотники в Крым.