Фронтмены киевского режима подготовили законопроект, резко ограничивающий публичные права военнослужащих, и демонстративно унизили популярного комбата Вооруженных сил Украины, посмевшего без разрешения сверху дать интервью западным журналистам. Президент Владимир Зеленский боится собственной армии и хочет закрыть ей рот. Все указывает на то, что он пытается повторить путь Адольфа Гитлера, учитывая при этом неудачи нацистского фюрера.
Бывший генпрокурор и министр внутренних дел Украины (а по совместительству кум экс-президента Незалежной Петра Порошенко) Юрий Луценко обвинил руководство киевского режима в намерении закрыть рот военным и «связать руки лично Залужному».
Такая реакция бывшего чиновника (а ныне капитана ВСУ) связана с рассмотрением Верховной Радой законопроекта 4210 «Про усиление демократического гражданского контроля над Вооруженными силами Украины». Украинский парламент готовится принять законопроект уже во втором чтении.
Документ укрепляет положение министра обороны и резко ослабляет позиции всей военной вертикали — от рядового солдата до главнокомандующего ВСУ.
Разговоры об усилении «гражданского контроля» (а на практике влияния президента Зеленского) в военной сфере идут еще с 2020 года. Однако теперь инициативы официального Киева как никогда близки к практической реализации, причем в максимальной жесткой форме.
В проект нормативного акта включены положения, запрещающие военнослужащим (в первую очередь высокопоставленным) не только заниматься политикой и общественной деятельностью, но даже высказывать собственное мнение по социально важным вопросам.
Военнослужащим (а к ним на Украине относятся сотрудники ВСУ, СБУ, разведки, Нацгвардии, спецсвязи, а также пограничники) планируется запретить занимать какие-либо политические должности и избираться в депутаты советов всех уровней.
Ранее военные могли без проблем совмещать службу с работой депутатом на общественных началах в органах местного самоуправления либо «командироваться» на время каденции в Верховную Раду с сохранением должности и звания. Теперь все будет по-другому.
Кроме того, даже находясь в отставке, бывший военный лишается права занимать пост министра обороны или его заместителя на протяжении пяти лет после того, как снимет погоны.
Также в законопроект «вбита» норма о том, что главнокомандующий будет подчиняться не напрямую президенту, как сегодня, а министру обороны.
А это, естественно, резко снизит общественный вес самой должности Главкома ВСУ.
«Вчера на комитете ВР взорвалась бомба. Причем бомба хорошо замаскированная. (…) Остался стойкий привкус желания закрыть рот героям (…) и связать руки лично Залужному», — прокомментировал происходящее на своих страницах в соцсетях Юрий Луценко.
«Думаю, они будут пытаться "пропихивать" этот законопроект голосами "слуг народа" и бывшей ОПЗЖ. Для чего это делается? Залужный еще даже не говорил, что идет в политику, а уже их "бьет". То есть первый элемент — ограничить полномочия главнокомандующего через вмешательство министра обороны и народных депутатов», — цитирует издание «Вести» заявление депутата Верховной Рады 8-го созыва, офицера ВСУ Игоря Лапина.
Депутат киевского горсовета Александр Погребиский назвал законопроект «диктаторским» и возмутился тем, что гражданский министр будет навязывать военному главкому свою команду.
«Вероятно, таким образом представители власти заблаговременно пытаются купировать любую возможность возникновения политической конкуренции (политических проектов) в среде военных, по крайней мере, после войны», — цитируют «Вести» политолога Руслана Бортника.
Характерным примером взаимоотношений власти и армии на Украине стала травля со стороны Зе-команды комбата 46-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ майора Анатолия Козла (позывной «Купол»). Он рассказал в интервью Washington Post много нелицеприятных вещей о ситуации в зоне боевых действий.
«Я получаю 100 новых солдат. Мне не дают времени на подготовку. Они говорят: "Веди их в бой". А эти солдаты просто бросают все и бегут. И все. Понимаете, почему? Потому что солдат не стреляет. Я его спрашиваю, почему, а он говорит: "Я боюсь звука выстрела". И почему-то он никогда не бросал гранату…», — цитировало WP слова «Купола».
В целом, пообщавшись с украинским комбатом, американские журналисты сделали вывод о том, что ВСУ не готовы к масштабным контрнаступлениям, и прямо написали об этом в своей статье.
Материал создал резонанс. Оправдываться за Украину пришлось сначала Алексею Арестовичу, а потом и самому Зеленскому.
Месть не заставила себя долго ждать. Уже через несколько дней в украинские СМИ просочилась информация о том, что «Купола» понизили в должности и перевели служить в учебное подразделение. Он в ответ якобы написал рапорт об увольнении. Правда, это скорее был PR-ход, так как в состоянии военного положения никто бы его увольнять не стал.
В соцсетях появились всплески возмущения, но командование десантно-штурмовых войск, очевидно, чувствуя поддержку со стороны Зеленского, на попятную не пошло. Майор стал объектом служебной проверки, а официальный представитель ДШВ публично обвинил его в разглашении информации с ограниченным доступом. Видео в поддержку «Купола» записали его подчиненные, но это тоже не дало особого эффекта. В конце концов, майора «сломали».
«Сообщается, что ОП и ВСУ пришли к компромиссу. "Купол" частично признал вину и сообщил, что "не хотел причинить вреда ВСУ", а журналисты напечатали полуправду и переврали его слова. Маленький Наполеончик ставит на колени боевого комбата. Иди и больше не греши, воин. И не ври про потери, в армии все прекрасно», — написал в своем телеграм-канале украинский блогер Анатолий Шарий.
История с «Куполом» — один из пробных шаров украинской власти.
Украинское общество спокойно проглотило публичное унижение своего «героя среднего звена». Большинство граждан Незалежной попросту махнули рукой на геройский имидж майора и не стали за него вступаться.
А новый закон развяжет Зе-команде руки еще больше и снизит для нее риски от «неожиданных» действий военных в ситуации, «когда что-то пойдет не так».
Основная цель происходящего — это «страховка от Валерия Залужного», который воспринимается сегодня как основной конкурент Зеленскому и на которого явно делают ставки некоторые силы на Западе.
Экс-комик, будучи фактически пародией на государственного деятеля, тем не менее умудряется весьма успешно манипулировать сознанием соотечественников, погружая их в нацистский психоз и превращаясь в «фюрера на минималках».
Зеленский делает все возможное для того, чтобы трансформировать анархо-националистический петлюроподобный режим в нечто напоминающее Третий рейх. Причем с «работой над ошибками». Диалектические отношения между НСДАП и вермахтом в духе «единства и борьбы противоположностей» создали в свое время немало проблем Адольфу Гитлеру.
Зеленский хочет этого избежать. Принятие законопроекта 4210 станет для Зе-режима важным шагом на этом пути.