США с союзниками за последние месяцы существенно нарастили поставки вооружений киевскому режиму. Если в прошлом году они напоминали крохотный ручеек, то в этом все больше походят на бурный поток, в котором много современных технологичных новинок. Эти перемены легко объяснимы: страны Запада торопят ВСУ с решительным наступлением, понимая, что ошиблись в надежде победить Россию в войне на истощение.
Танки, артиллерия, снаряды…
Военная помощь, которую получила Украина за прошедший год, вывела ее в топ импортеров оружия и боеприпасов в мире. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, по закупкам основных видов вооружений в 2022 году она уступила лишь Катару и Индии.
Весь блок НАТО и ряд стран — союзников США превратились де-факто и в арсенал, и в военно-промышленный комплекс, и в тренировочный центр украинской армии.
Болгарские заводы производят боеприпасы и системы вооружений советского типа. США, Великобритания, Германия поставляют современные западные системы. Польша стала одновременно гигантским логистическим хабом по распределению приходящего для ВСУ оружия и ремонтной базой для артиллерии и бронетехники.
По подсчетам Bloomberg, на протяжении года боевых действий Украина получила 410 советских танков, 250 советских боевых машин пехоты, больше 300 натовских бронетранспортеров, 95 установок РСЗО, в том числе 38 HIMARS, две с лишним тысячи бронированных армейских автомобилей, 300 буксируемых гаубиц, более сорока вертолетов, 18 штурмовых самолетов, более тридцати беспилотников Bayraktar TB2, тысячи разведывательных беспилотников и дронов-камикадзе.
Ко всему этому прилагаются миллионы патронов, сотни тысяч снарядов, тысячи касок, бронежилетов, спальников, палаток и прочего. Не говоря уже о постоянном обеспечении ВСУ средствами связи и данными разведки.
Капитуляция Олафа Шольца под давлением Вашингтона в январе этого года ознаменовала новый этап военных поставок — современной высокотехнологичной дорогой бронетехники.
Запад готовит к отправке на Украину более 60 самых современных «Леопардов», а также не менее сотни отремонтированных старых Leopard 1A5. К этому стоит добавить по-настоящему пеструю коллекцию из других стран: рота из 14 британских Challenger 2, несколько десятков колесных французских танков AMX-10RC, обещанный американцами 31 M1A2 Abrams, 60 модернизированных польских Т-72 (PT-91 Twardy), сотни разнообразных боевых машин пехотысоветского и американского производства, в том числе известные Stryker и Bradley.
По оценке экспертов, общий объем согласованных поставок вооружения, снаряжения и боеприпасов в первые два с половиной месяца этого года равняется двум третям от всего, что было поставлено за весь прошлый.
Самим не хватает
Эти колоссальные объемы военной, технической и финансовой помощи оказывают значительное давление на собственные экономические и оборонительные возможности стран Евросоюза и НАТО. Комиссар Бундестага по делам вооруженных сил ФРГ Ева Хегль в годовом докладе жалуется, что немецким солдатам не хватает практически всего: бронежилетов, касок, рюкзаков, цифровых раций, техники и вооружения, «потому что бундесвер передал это все Украине».
Другой показательный пример: львиную долю поставляемых ВСУ боеприпасов советского типа страны Запада просто покупали у третьих сторон и восстанавливали на своих предприятиях. В некоторых случаях, когда к этому процессу относились без должной строгости, случались скандалы.
В августе прошлого года румынские пограничные полицейские остановили и отправили обратно в Болгарию эшелон с несколькими десятками тонн проржавевших артиллерийских снарядов. В Бухаресте просто перепугались, что во время следования по территории Румынии этот состав сдетонирует.
В январе на очередном саммите на базе «Рамштайн» проукраинская коалиция констатировала, что доступные для покупки снаряды попросту закончились. Поэтому страны НАТО вынуждены запускать маховик оборонной промышленности, долгие годы простаивавший в отсутствие необходимости.
В Болгарии, известной традициями оружейного производства, власти расконсервировали снарядные заводы в Костенце и Сопоте в дополнение к нескольким десяткам уже работающих в стране крупных фабрик. Они стояли без дела больше тридцати пяти лет, а теперь болгарские промышленники спешно разыскивают инженеров и других технических специалистов для возобновления производства 122-миллиметровых артиллерийских боеприпасов.
Во Франции, Германии, США предприятия ВПК также спешно расширяются и заказывают новые линии производства. На эти цели правительства вынуждены расходовать средства, запланированные на социальные статьи государственных бюджетов, на сдерживание инфляции и роста цен, выплаты компенсаций, повышение пенсий и так далее. Последствия такого решения уже сказались как на экономической ситуации в большинстве стран НАТО, так и на общественных настроениях.
Скорейший конец
Складывается парадоксальная ситуация. Всего год назад лидеры США и Евросоюза призывали к протестам в России и предрекали крах ее экономики. Однако теперь им приходится в собственных странах сталкиваться с недовольством своих избирателей.
Пророссийские протесты в Болгарии вполне объяснимы давними дружескими, культурными и этническими связями с Россией. Однако многотысячные митинги против роста расходов на помощь Киеву в Чехии, Польше, Франции и Германии уже намного более объективно говорят о настроениях среди европейцев. В США финансовая ситуация также не в лучшем состоянии, что ставит администрацию Джо Байдена в сложное положение.
Опросы общественного мнения убедительно показывают: среди жителей Европы становится все меньше противников российской СВО, а дальнейший рост инфляции в странах ЕС поступательно снижает количество сторонников Украины и продолжения санкционной войны против России.
На внутренние противоречия накладывается ощутимое внешнее давление. Китай с начала года все активнее принимает на себя роль миротворца и настаивает на прекращении боевых действий на Украине на нынешней линии фронта.
И Киев, и Вашингтон сопротивляются требованиям Пекина, считая их несправедливыми, однако надолго ли их хватит? Москве при поддержке азиатских союзников удалось «пересидеть» коллективный Запад в своеобразной войне на истощение, что и подталкивает Белый дом к отчаянным мерам.
В сложившихся обстоятельствах Западу нужна хоть какая-нибудь немедленная победа на фронте.
Отсюда и резко увеличившийся поток техники и снарядов, предоставляемых Украине, программы подготовки личного состава, постоянные требования в адрес украинского командования прекратить бороться за практически окруженный Артемовск (Бахмут) и заняться наконец контрнаступлением.
Для успеха этого предприятия США с союзниками по НАТО и ЕС сделали все от них зависящее: вооружили, обули, одели и даже частично обучили не только кадровый состав ВСУ, но и новых мобилизованных. А украинскому главкому Валерию Залужному дают уже давно запрошенные им сотни танков, орудий, бронемашин, десятки тысяч людей. Ведь время сейчас не на стороне Запада.