Война на истощение: Запад ждет от Зеленского мирных переговоров с Россией
Николай Ульянов
В последнее время на Западе все чаще высказываются сомнения в способности киевского режима одержать победу на поле боя. Более того, несмотря на указ Владимира Зеленского о запрете каких-либо переговоров между Украиной и Россией, в европейской и американской прессе, а также в заявлениях политиков постоянно слышны слова о необходимости перемирия. Но заинтересованы ли в этом те, кто на самом деле принимает решения, — большой вопрос.
Какими бы воинственными ни были заявления европейских и американских политиков о неотвратимости победы киевского режима и как бы западные СМИ ни превозносили «полководческий гений» Владимира Зеленского, всем очевидно, что на самом деле Россия в одиночку сражается против всего блока НАТО. Более того, уже невозможно скрыть тот факт, что на складах Альянса наблюдается дефицит вооружений и техники.
Проблему вынужден был признать и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Он заявил о необходимости наращивания военного производства в условиях, когда расходование боеприпасов происходит гораздо быстрее, чем их изготовление. Причем на Западе пока нет четкого понимания, как изменить ситуацию в максимально сжатые сроки.
Это подтвердил и экс-глава разведки Чехии генерал-майор Андор Шандор. По его мнению, НАТО оказалось не готово к столь длительной войне, а как перестроить мирную промышленность на военный лад, пока никто не знает.
Свою оценку происходящему дали и в авторитетном китайском издании Global Times. Согласно ему, Запад попал в расставленную им же ловушку, поскольку ставка на быстрый крах российской экономики не оправдалась.
Речь сегодня идет уже не столько о боевых действиях между ВС РФ и ВСУ, сколько о войне на истощение между Западом и Россией, которую последняя пока что выдерживает. Это наталкивает США и НАТО на тревожные мысли о том, что же будет, если Москва и Пекин все-таки объединят свои возможности.
В последнее время в западной прессе стало появляться все больше сообщений о том, что происходящее вовсе не соответствует бравурным ожиданиям, которые транслировались там на протяжении многих месяцев. Украина оказалась неспособна отвоевать освобожденные Россией территории, в то время как финансовые и военные расходы растут.
Подобные опасения подтвердил обозреватель Марк Эпископос для The American Conservative. По его мнению, в головы американских политиков понемногу начинают закрадываться мысли о реальности победы РФ на поле боя, поскольку окупаемость огромных вложений в киевский режим с каждым месяцем снижается. Причем понимают это и по другую сторону океана.
Как сообщает The Wall Street Journal, лидеры Франции, Германии и Великобритании сообщили Зеленскому, что он сможет получить всю необходимую помощь, но уже после окончания конфликта и подписания соответствующего мирного соглашения с Москвой. При этом определение сроков и условий проведения переговоров возлагается на самого украинского президента.
«Мы постоянно повторяем, что Россия не должна победить, но что это значит? Если война будет продолжаться достаточно долго с такой интенсивностью, потери Украины станут невыносимыми. <…> И никто не верит, что им удастся вернуть Крым», — цитирует издание анонимного французского чиновника.
В то же время не уточняется, что думает Зеленский по поводу данных «хитрых планов». Ведь он своим указом запретил какие-либо переговоры с РФ. Эту позицию спикеры с Банковой подтверждают каждый раз, когда заходят разговоры на эту тему.
Но сейчас, как пишет Bild со ссылкой на немецкие и американские источники, перед Зеленским фактически поставлен ультиматум. Он должен показать результат в ближайшее время.
Нет никакого секрета в том, что для «гаранта» из Киева перспектива мирных переговоров с РФ, не говоря уже о подписании каких-либо бумаг по их окончанию, подобна смертному приговору. Если Зеленский будет «отыгран», сохранят ли кураторы за ним пост — или же его «уйдут»? Вероятно, это зависит от того, насколько он будет полезен в дальнейшем. Пока что подобные публикации указывают на то, что его ценность существенно снизилась.
При этом утекающую в прессу информацию стоит принимать к сведению, но не переоценивать. Ведь тема мирных переговоров не нова и давно обсуждается в США, ЕС и НАТО.
Так, в сентябре прошлого года советник Джо Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан посетил Зеленского и предложил ему подумать о более реалистичных сценариях заключения мира с РФ. На Западе постоянно оценивают ситуацию на поле боя и соотносят ее с поставленными перед киевским режимом задачами. Поэтому неудивительно, что перспектива переговоров стала активно обсуждаться в тот момент, когда ВСУ начали терять контроль над Артемовском (Бахмутом), неся колоссальные потери.
Украинцев ни европейцам, ни американцам, конечно же, не жалко. А вот с расходами на войну дело обстоит иначе. Потому на Западе и ищут способы, как выйти из ситуации с минимальными репутационными потерями. Стоит напомнить, что, несмотря на всю экономическую и военную мощь, США в конце концов пришлось уйти из Афганистана.
Задача минимум для Вашингтона в таких условиях — сохранить за собой контроль над даже существенно урезанной в размерах Украиной, чтобы выиграть время, наладить выпуск оружия и техники, а также подготовить солдат для нового витка конфликта. Ну и, конечно же, максимально ослабить посредством антироссийских санкций РФ и ЕС.
Помимо всего перечисленного, тема поддержки киевского режима имеет и внутриамериканский контекст. Для Джо Байдена важно доказать, что все те многочисленные миллиарды долларов, которые отправляются на Украину, не тратятся впустую.
При этом не стоит думать, что в США имеются какие-либо существенные разногласия по поводу поддержки киевского режима. Вопрос состоит лишь в том, как сделать ее наиболее эффективной. Вот в чем суть трений между демократами и республиканцами.
Однако в западной прессе совершенно упускается главный фактор — позиция России. До читателя не доводится мысль о том, а с чего это вдруг Москва должна согласиться на некий мирный договор в условиях, когда она побеждает на поле боя? И пока что нет никаких предпосылок считать, что киевский режим может изменить ситуацию.
Первые лица страны неоднократно заявляли, что Россия будет добиваться поставленных перед началом СВО целей. А теракт в Брянской области лишний раз доказал, что договариваться с украинскими боевиками не о чем.