Избирательный тупик: какие перемены ждут Литву после выборов
Святослав Князев
Сегодня в Литве избирают членов муниципальных советов и мэров. Однако, судя по набору участвующих в «гонке» политических сил, волеизъявление местных жителей является лишь имитацией свободного выбора и ничего принципиально не изменит. Все соревнующиеся партии вне зависимости от своего «окраса» вместо решения экономических проблем, которые навалились на литовцев, будут упражняться в русофобии, заводя республику все дальше в тупик.
5 марта жители Литвы выберут 1498 членов муниципальных советов из 13797 кандидатов и 60 мэров — из 433. Свыше 137 тысяч человек или 5,76% от общего числа избирателей успели проголосовать в период с 28 февраля по 2 марта. Активнее всех участвовали в досрочных выборах жители Неринги — свыше 29%. А самая низкая активность была зафиксирована в Каунасском районе — 2,4%.
Избирком сформировал «характерный портрет» среднестатистического кандидата. Это 49-летний женатый мужчина, обладающий активами примерно на сумму в 100 тысяч евро. 109 участников выборов — миллионеры, 27 — депутаты Сейма и 49 — действующие мэры. 44% претендующих на должности имеют высшее образование.
В гонке за самый престижный «приз» текущих выборов (право возглавить Вильнюс) пока что, согласно большинству опросов, лидирует кандидат от партии «Свобода и справедливость» Артурас Зуокас, которого поддерживают 21–23% избирателей. Однако определить его главных конкурентов проблематично — различные исследования отдают вторые-третьи места разным претендентам.
На национальном уровне, по данным социологов, самой популярной партией является оппозиционная Социал-демократическая, пользующаяся поддержкой примерно 14,5% избирателей.
На втором месте — правящие консерваторы из «Союза отечества — Литовских христианских демократов» с 9,7%. Демократическое объединение «Вардан Литувос» находится на третьем месте с 8,9%. За ним следуют «Союз крестьян и "зеленых" Литвы» и Либеральное движение. При этом на выборах в органы самоуправления Вильнюса, если верить исследованиям, должен победить «Союз отечества — литовские христианские демократы».
Правда, полагаться на национальные соцопросы при прогнозировании результатов муниципальных выборов — дело довольно ненадежное. Контролирующий более трети Сейма «Союз отечества — Литовские христианские демократы» смог набрать на прошлых местных выборах лишь около 18% — 253 места из 1473.
Сейчас же эта политическая сила и вовсе попала в жестокий политический скандал — один из ее депутатов, 35-летний Кристионас Бартошевичюс, был вынужден отказаться от мандата на фоне обвинений в сексуальном надругательстве над ребенком.
Кстати, именно литовские консерваторы утвердили программу, одним из пунктов которой является окончательная десоветизация общественных пространств. И они же заявили о планах создать «общество, устойчивое к российской пропаганде и дезинформации».
Если русофобы из «Союза отечества — Литовских христианских демократов» проиграют на выборах, изменит ли это что-то принципиально? Крайне сомнительно.
Пару лет назад многие российские эксперты возлагали большие надежды на потенциальное усиление союза Литовской социал-демократической партии (ЛСДП) и Партии труда, которую одно время даже называли «пророссийской». Звучали голоса, убедительно доказывавшие, что левоцентристы смогут откорректировать курс официального Вильнюса и наладить конструктивный диалог с Москвой.
Но на практике и социал-демократы, и «трудовики» уже в первые дни специальной военной операции по защите Донбасса публично осудили внешнюю политику России, сделав вид, что они не понимают реальной подоплеки конфликта. Более того, ЛСДП даже обратилась к властям Венгрии с требованием открыть свои границы для поставок оружия киевскому режиму.
Затем социал-демократы пошли еще дальше — по сведениям СМИ, они исключили из своих рядов видного члена партии Саулюса Гирчиса, просто обвинив его в том, что он якобы нарушает антироссийские санкции, закупая древесину в Беларуси.
Так же достаточно неоднозначно выглядела позиция ЛСДП, когда официальный Вильнюс вопреки международному праву фактически заблокировал транзитные перевозки между Калининградской областью и другими регионами России.
Вместо того чтобы указать на заведомую незаконность этих действий, социал-демократы требовали создания комиссии по координации санкций и упрекали МИД в «потере лица» после возобновления транзита по инициативе Еврокомиссии.
Левоцентристы годами дарили надежду на конструктивную политику тем жителям Литвы, которые симпатизируют России, но на практике не сделали для них ровным счетом ничего. В республике массово сносят памятники советским воинам и принимают русофобские языковые законы, но системного сопротивления этому курсу, к сожалению, категорически не наблюдается.
Современная литовская оппозиция в свое время изгнала из ее рядов всех ярких и искренних активистов, а теперь своей имитацией «борьбы за правду» лишь укрепляет существующий националистический прозападный консенсус в республике.
При этом следование в антироссийском фарватере Запада не приносит населению Литвы ничего хорошего. В 2022 году страну накрыли очередные волны кризиса. Под конец года работу властей негативно оценивали 68% литовцев. Промышленное производство за год упало на 8,2%, индекс доверия к экономике страны снизился до минус 10,9%, а уровень инфляции достиг 22%.
Средний тариф на отопление увеличился примерно в два раза. Потребительские товары подорожали на 25%, услуги — на 13%. Реальная зарплата сократилась на 7%. По этим причинам литовцам теперь приходится экономить при походе по магазинам даже за самым необходимым.
Но вместо того, чтобы решать эти болезненные проблемы, власти Литвы воюют с советскими канализационными люками из-за надписи ЛССР, переименовывают Русскую улицу и пытаются заменить в школах уроки русского языка занятиями польским.
Результативность работы «квартета» в литовской власти сохраняется на низком уровне вне зависимости от того, как сядут «осел, козел, мартышка и косолапый мишка» — местные политики.
Для изменения ситуации в стране в лучшую сторону необходимо, чтобы к власти пришли действительно независимые и принципиально новые фигуры. Но в существующих реалиях шансы на это стремятся к нулю.