Молдове не должно сметь свое суждение иметь: Майя Санду о конфликте с Приднестровьем
Максим Камеррер
Прошло восемь лет с момента подписания Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, которые были призваны положить конец кровопролитию в Донбассе. Но, как выяснилось, и представители киевского режима, и «гаранты» от Евросоюза использовали эту передышку для накачки ВСУ вооружением и обучения украинских солдат и офицеров для дальнейшей войны. Схожий переговорный формат под названием «5+2» существует между Кишиневом и Тирасполем для урегулирования конфликта в Приднестровье. Что общего между этими двумя площадками? Возможен ли в принципе диалог между Россией и Западом, который полностью контролирует власти Молдовы и Украины? Каковы сценарии развития ситуации вокруг Приднестровья? На эти вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответил редактор информационного портала Gagauznews, координатор Оргкомитета Международного союза свободных журналистов Николай КОСТЫРКИН.
— В феврале 2015 года представителями ОБСЕ, России, Украины, ДНР и ЛНР был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, и невыполнение Киевом их условий привело в итоге к началу СВО. Состав «Минска-2» чрезвычайно напоминает формат «5+2», который используется в переговорах между Кишиневом и Тирасполем. Как Вы считаете, аналогии на этом заканчиваются или могут быть продолжены?
— Аналогия здесь прямая: «конгресс танцует». Переговорный формат есть, самих же переговоров годами нет. Зато есть блокада товаров, а теперь уже и «закон о сепаратизме». Продолжаем логический ряд: если Вашингтон примет соответствующее решение, Молдова и Украина осуществят вооруженное нападение на Приднестровье. Как дальше будут развиваться события, мы можем с дрожью в голосе комментировать бесконечно — от нашего мнения все равно ничего не зависит.
Что думают об этом в Генштабе ВС России, также для всех загадка, что вполне правильно: негоже в таких случаях знать о важных планах, если таковые имеются.
Хочется надеяться, что для Приднестровья Москва не станет разрабатывать этакий «Минск-3» — это было бы уже слишком. В ПМР проживает почти полмиллиона жителей, свыше 220 тысяч из которых — граждане РФ.
Регион благоволит к России, причем, этот ориентир носит, в первую очередь, исторический подтекст. И если бы не «румынствующая» элита Молдовы конца 1980-х, то и не было бы той братоубийственной войны, навсегда разделившей бывшую МССР на «до» и «после».
— Владимир Зеленский публично признался, что киевскому режиму Минские соглашения были нужны только для сохранения санкций против России. Недавние признания, что подписанный документ был просто отвлекающим маневром для вооружения Украины при подготовке к военным действиям против Донбасса и РФ сделали Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Борис Джонсон и Петр Порошенко. Существует ли после этого вообще возможность продолжения переговорного процесса между Россией и Западом?
— Россия никаких переговоров с Западом вести не должна, по крайней мере на условиях этого самого Запада. Точкой невозврата стала реакция НАТО на фактический ультиматум Кремля от января 2022 года: Альянс должен вернуться на свои рубежи 1997 года и не расширяться восточнее них. В Москве дали понять: «Мы беспокоимся о своей безопасности: если вы миролюбивы в отношении нас, докажите на деле».
НАТО после окончания холодной войны и распада ОВД в Восточной Европе абсолютно не нужен, если, конечно, у самого военного блока нет планов разрушить Россию. Но все понимают, что такие планы вынашиваются с момента окончания Второй мировой войны.
Поэтому перед тем, как начать переговоры, Россия должна продемонстрировать силу в боевых действиях, разведке и контрразведке, экономике, дипломатии и идеологии. В последнем — особенно. Надеюсь, проблемы с этим временные. И только после всесторонней демонстрации силы нужно начинать переговоры. Не будем забывать, что в свое время Россия так и поступала. Например, взяв Париж в 1814 году.
— Готово и способно ли в принципе молдавское руководство извлечь необходимые уроки из истории Минских соглашений и дальнейшего развития событий на Украине?
— Молдавскому руководству думать никто не разрешал, поэтому аналитический подход к произошедшему и ныне происходящему оно применять не будет. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», как говорил герой Грибоедова.
Но в данном случае дело не в годах, а о том, кто из чьей шинели вышел. И если этот натовский «комсомол» усадили в кресла, то только из расчета на то, что думать они будут исключительно по команде.
А так, скажут присоединить Молдову к Румынии, напасть на Приднестровье, ликвидировать Гагаузскую автономию, запретить русский язык в общественном пространстве, снести мемориалы и памятники Великой Отечественной войны, объявить фронтовиков государственными преступниками, пересажать оппозицию — все сделают и не поперхнутся!
— Каков Ваш прогноз по дальнейшему развитию ситуации вокруг Приднестровья?
— Первые сто дней нового кабинета министров во главе с Дорином Речаном все будут сидеть тихо. Даже немного больше время это продолжится, чем сто дней. Параллельно будет фрагментарно обкатываться на практике «закон о сепаратизме»: никаких заседаний Объединенной контрольной комиссии и Объединенного военного командования миротворческих сил на Днестре, никаких встреч политических представителей Кишинева и Тирасполя.
Мелкие провокации на КПП в Зоне безопасности, возможно, снова подтянут «журналистов» из провластных СМИ Молдовы. Киев будет давить на Кишинев: давайте, мол, нападем на Приднестровье, а также сам, возможно, устроит несколько провокаций, как в прошлом году.
Все зависит от успехов российской армии на Украине.
Сейчас можно констатировать, что эти успехи налицо, и выбранная тактика вполне ясна: методично перемолоть как можно больше войск, техники и опорных точек врага, уничтожить транзит и пункты производства и снабжения армии киевского режима. В тылу из неонацистов никого не оставят, а тюрьмы и лагеря, видимо, решили под новых бандеровцев не отдавать, как после Великой Отечественной. Наследники тех бандеровцев теперь мстят России в лице их детей и внуков. Ошибок повторять нельзя.