Вояж с протянутой рукой: чем завершилась поездка Зеленского в Европу
Святослав Князев
Владимир Зеленский завершил свою поездку по европейским странам. Она была полна стендап-креатива, характерного для бывшего комика, вроде передачи британским парламентариям авиационного шлема с надписью «Дайте нам крылья», а также пафосных выступлений в исполнении как самого украинского президента, так и его западных кураторов. Однако главных целей своего вояжа — получения новых натовских самолетов и конкретных обязательств по вступлению Украины в ЕС — лидер киевского режима пока так и не достиг.
Владимир Зеленский вернулся на Украину после короткого вояжа по странам Европы. Хотя он пытается делать хорошую мину при плохой игре, многое указывает на то, что намеченных целей при общении с европейскими лидерами ему достичь не удалось.
Первым пунктом программы украинского президента стала Великобритания, которая, как известно, «with Europe, but not of it». Принимали его красиво, но у независимых наблюдателей возникло ощущение, что в Лонодон прибыл царек-каннибал, находящийся под протекторатом британской короны.
На Туманный Альбион Зеленский прилетел на английском военном самолете. После переговоров с правительством Соединенного Королевства в Вестминстерском дворце он выступил перед депутатами обеих палат парламента и полчаса благодарил их за помощь киевскому режиму.
При этом он презентовал спикеру Палаты общин авиационный шлем с надписью: «У нас есть свобода, дайте нам крылья, чтобы защитить ее». Помимо авиации, глава киевского режима в своих выступлениях просил у британцев боевые машины и ракеты, но никакого публичного ответа на свои запросы не получил.
В Букингемском дворце украинского президента принял король Карл III, который почему-то заявил, что он очень переживает за его жизнь (ну и заодно — за всю Украину). После недавних откровений экс-премьера Израиля Нафтали Беннета, сказавшего на весь мир, что жизни Зеленского никогда ничего не угрожало, в высказываниях британского монарха можно было услышать легкие нотки иронии.
Единственным внятным итогом этого визита стало обещание премьер-министра Великобритании Риши Сунака расширить программу подготовки украинских пилотов истребителей и морских пехотинцев. Кроме того, он попросил Министерство обороны выяснить, какие самолеты потенциально можно передать Украине. Однако никакой конкретики по данному вопросу так и не прозвучало.
Правда, The Times предположила, что в рамках расширения военной помощи Лондон может передать Киеву противокорабельные ракеты Harpoon и ракеты класса «воздух — земля» (с радиусом действия 240 и 400 км соответственно), однако на чем базируются такие выводы, издание не сообщило.
Сунак также объявил, что британские танки Challenger 2 прибудут на Украину в марте. Но об этом уже немало писали ранее.
«Визит президента Зеленского в Великобританию является свидетельством мужества, решимости и борьбы его страны», — заявил премьер.
Как именно факт посещения главой киевского режима Соединенного Королевства продемонстрировал все это, он уточнять не стал.
Следующим пунктом турне украинского президента был Париж. Там его встретил французский коллега Эммануэль Макрон, вручивший Зеленскому орден Почетного легиона. Позже к ним присоединился канцлер Германии Олаф Шольц, после чего лидеры Франции и Германии пообещали Украине свою «поддержку».
Зеленский попросил у них тяжелое вооружение, но никакого конкретного ответа не получил. Шольц обещал «сигнал солидарности», а Макрон — что Украина никогда не будет одинокой и что она может рассчитывать на «европейских партнеров».
При этом президент Франции подчеркнул, что передача Киеву истребителей не обсуждалась. И это прозвучало достаточно странно, так как самолеты фактически являлись одной из основных целей вояжа украинского лидера.
И тут есть только два варианта. То ли Зеленскому что-то пообещали сугубо кулуарно, то ли ему отказали, но решили не обижать публичным акцентированием внимания общественности на этом факте.
«Это звучит странно, так как ясно, что для украинского президента в этой поездке первым делом были истребители, а уже потом все остальное оружие», — отмечает издание «Страна».
После переговоров с Макроном и Шольцем Зеленский отправился на саммит Евросоюза и выступил в Европарламенте. Там он назвал Россию «самой большой антиевропейской силой», а единственной гарантией мира — «победу Киева».
В общении с европейскими лидерами и в интервью западным СМИ президент Украины сделал несколько примечательных заявлений.
В частности о якобы имеющихся у России планах по «дестабилизации Молдовы», о «стратегическом значении» Бахмута и о том, что ему приходится «заставлять» Шольца помогать Украине. А также о том, что киевский режим якобы не проводит насильственной мобилизации.
Несмотря на кажущуюся мозаичность данных утверждений, в них просматривается определенная стратегия. Зеленский пытается «играть на опережение», предчувствуя обвинения в жестоких нарушениях прав человека при призыве граждан Украины в армию (особенно на фоне заявлений, звучащих на эту тему из Будапешта).
Он также подстегивает к более активным антироссийским действиям Олафа Шольца и Майю Санду, пытаясь «взять их на слабо». Что же касается Бахмута (Артемовска), то под него Зеленский старается выпросить на Западе оружие по принципу «здесь и сейчас». Однако пока ни на одну из этих провокаций украинский президент ответа с Запада так и не получил.
Что же касается авиации, то единственным лидером, давшим мало-мальски конкретные обещания по этому поводу, стал премьер-министр Словакии Эдуард Хегер. Вот только говорил он не о новых западных истребителях, а о 11 или 12 МиГ-29.
Не добился Зеленский от европейцев и конкретики в отношении сроков начала переговоров о вступлении Украины в ЕС. А это было бы важным моральным фактором, который позволил бы на некоторое время погасить социальное недовольство внутри страны.
В Брюсселе это прекрасно понимают, но обещать ничего не стали, ограничившись общими рассуждениями о «европейской семье народов». Более того, СМИ, ссылаясь на дипломатические источники, пишут о том, что до завершения боевых действий ни о каких переговорах не может быть даже речи. Причем у Киева имеются большие проблемы по выполнению уже существующих «домашних заданий» Брюсселя в сфере обеспечения прав человека и борьбы с коррупцией.
В целом Зеленский сделал попытку «зайти с козырей», рассчитывая на то, что его личное присутствие в Европе даст «прорывной эффект» и позволит решить задачи, с которыми украинские чиновники не могли справиться ранее.
Но карты лидера киевского режима были биты. Под доброжелательные речи ему дали понять, что он, мягко говоря, переоценивает свои возможности.
Пока что Европа все-таки не желает переходить «красные линии», предоставляя Украине дальнобойные ракеты и самолеты. Однако надолго ли этих «линий» хватит — большой вопрос. Ясно лишь то, что при его решении на интересы самой Украины никто смотреть не будет.