«А вы, друзья, как ни садитесь…»: в руководстве Молдовы произошли кадровые перестановки
Максим Камеррер
Перед президентскими выборами 2020 года Майя Санду обещала резко сократить расходы на содержание госаппарата, но на деле все вышло наоборот. Помимо этого, все чаще вскрываются случаи коррупции и кумовства в высших эшелонах власти, но руководство Молдовы предпочитает ничего не замечать. На фоне обнищания населения оно занимается тем, что поднимает зарплату чиновникам и пересаживает из одного теплого кресла в другое «удобных» людей.
Уже с 2019 года, когда Майя Санду занимала пост премьер-министра, главным критерием при назначении чиновников в ее команде являлась лояльность западным кураторам, а вовсе не компетентность и профессионализм. Иногда, правда, эта политика давала осечки.
Собственно, именно поэтому кандидатура Штефана Глигора на пост генерального прокурора не прошла по конкурсу, в котором победил Александр Стояногло. Впоследствии после победы Санду на президентских выборах пришлось отстранять неподконтрольного генпрокурора от должности любой ценой.
Сегодня уже ни для кого в стране не является откровением, что президент и руководство партии «Действие и солидарность» (PAS) используют власть для личного обогащения: оппозиция неоднократно уличала их в коррупции, кумовстве и укрывательстве средств в офшорах.
Ярчайший пример — вице-премьер правительства и по совместительству министр инфраструктуры Андрей Спыну. Он «прославился» тем, что заключил с «Газпромом» контракт на поставку газа по крайне невыгодной для Молдовы формуле, утверждая при этом, что «доминировал» на переговорах. Также он известен многомиллионными счетами в офшорах, которые, по заявлению Санду, были заработаны абсолютно честным путем.
А совсем недавно разгорелся новый скандал после отставки министра труда и социальной защиты Марчела Спатаря (единственного, кстати, члена правительства, чью компетентность признавали практически все в Молдове) и назначения на этот пост Алексея Бузу, который до этого занимал должность исполнительного директора НПО «Центр "Партнерство для развития"», действовавшего под эгидой фонда Сороса.
Так вот, Бузу оказался кумом и «другом детства» Спыну. Деньги к деньгам, как говорится. Учитывая, что в Молдове, по местным обычаям, кумовьев на крещении может быть сколько угодно, у вице-премьера может оказаться еще много таких друзей, которым нужны министерские портфели, руководящие места государственных агентств и крупных госпредприятий.
Вроде бы эти очередные «настоящие», как они уверяют молдаван, «проевропейцы» заявляют, что нужно идти в сторону Евросоюза, демократии, а сами при этом преследуют оппозицию, закрывают телеканалы и пристраивают своих родственников от мала до велика на все теплые места.
И даже не особенно боятся огласки. Чего только стоит трудоустройство двоюродных сестер Санду: одна получила должность пресс-секретаря правительства Молдовы, другая — спикера парламента Игоря Гросу.
Кумэтрия (молдавский национальный обряд крещения ребенка — прим. RuBaltic.Ru) в PAS достигла беспрецедентных масштабов. При этом, идя во власть, члены команды Санду декларировали борьбу с этим видом коррупции, так что неплохо было бы подчистить собственные ряды. Но как это сделать, если каждый второй — кум, сват и брат? Получится очень неудобно перед семьей и многочисленными родственниками. Это в очередной раз доказывает, что в правящей партии профессионализм не важен — важна личная преданность.
Сначала нынешнее руководство республики приводило «своих» в соросовские «столовки», сейчас трудоустраивает в правительство. В случае с Бузу у Спыну хватило ума сразу признаться в кумэтризме — скрыть подобное в Молдове просто невозможно. Но сколько еще таких креатур в правительстве, судебной системе, государственных органах власти? Не меньше, чем в Бразилии диких обезьян, если вспомнить популярный советский кинофильм.
Чем же так привлекает родственников разных сортов возможность занять мягкие и теплые кресла?
В 2023 году правительство повысит зарплату министрам на 36% (до восьми тысяч леев в месяц), а учителям, для сравнения, — на 5,2% (примерно на 300 леев). Пенсии будут индексировать только раз в году. В 2022 году они разово увеличены на 14%, тогда как инфляция составила 30%. В 2023 году пенсионеры также получат прибавку не более чем на 15%, заявила премьер Наталья Гаврилица.
В партии PAS объяснили существенное повышение зарплат министрам необходимостью «инвестиций в группу людей, принимающих критические решения во имя процветания этой страны». А глава правительства объяснила это «увеличением нагрузки, связанной с получением статуса страны — кандидата на вступление в ЕС».
«Чем лучше мы позаботимся о чиновниках на центральном уровне, тем эффективнее будет работать государство», — заявил депутат от PAS Раду Мариан.
Кроме того, помимо немаленькой зарплаты, высшие должностные лица получают конверты в рамках партийной «подкормки» и, само собой, возможность дополнительного заработка с использованием служебного положения. Даже после непродолжительного пребывания во власти можно уйти в отставку, заметно улучшив свое материальное состояние.
За последний год в кабинете Гаврилицы из 15 членов правительства сменились четыре министра и вице-премьер по реинтеграции. При этом количество министерств увеличилось с 9 до 13, а также обсуждается возможность создания отдельного министерства энергетики.
В начале этого года в руководстве республики произошел ряд значимых кадровых изменений. Кроме ушедшего в отставку министра труда и социальной защиты Марчела Спатаря, покинула свой пост генеральный секретарь администрации президента Кристина Герасимова: ее заменил Вячеслав Негруцэ — достаточно одиозная личность. Он официально признан виновным в нанесении ущерба Министерству финансов, где ранее работал, на сумму в 400 тысяч евро. Но это нисколько не помешало ему получить столь высокую должность. Впрочем, возможно, в глазах Санду такое обстоятельство является достоинством.
Также ушли в отставку пресс-секретарь президента Сорина Штефырцэ и пресс-секретарь премьер-министра Анастасия Табурчану — та самая двоюродная сестра Санду. Последняя отставка получила в молдавском обществе оценку бегства родственников главы государства за границу.
Среди других перемен в ряду заметных должностей надо отметить назначение Александра Фленкя главой делегации Молдовы в Объединенной контрольной комиссии в зоне приднестровского конфликта. Ранее он занимал пост вице-премьера по реинтеграции и зарекомендовал себя как человек, крайне неподходящий для переговоров с представителями Тирасполя.
Согласно данным соцопроса iData, более 54% жителей Молдовы негативно оценивают деятельность руководства страны, а 41% — крайне негативно. И эти проценты растут с каждым днем.
Население все больше требует не точечных решений по отдельным министрам, а смены всего правительства. Но практически все понимают, что и это является лишь полумерой, перестановкой кроватей в борделе, как в известном анекдоте. Настоящее решение проблем республики — проведение досрочных выборов, после которых к власти пришли бы те политические силы, которые будут руководствоваться интересами Молдовы и ее граждан, а не исполнять указы МВФ и западных послов.