Срочную службу в армии Латвии обяжут проходить даже женщин и эмигрантов
Андрей Локтионов
В Латвии впервые за 17 лет начнут призывать на срочную службу в армию. Столкнувшись с массовым нежеланием молодежи заключать контракты с Министерством обороны, правительство республики решилось на откровенно непопулярные меры. Уже объявлено, что страна возвращается к смешанной системе комплектования вооруженных сил: ряды профессиональных военных сильно разбавят призывники.
Из всех Прибалтийских республик Латвия сегодня обладает наименьшими по численности военными силами: по разным оценкам, в настоящее время в армии и на флоте служит от пяти тысяч до шести тысяч человек. Правда, есть еще так называемая «Земессардзе» — государственная вооруженная организация, в рядах которой состоит чуть более восьми тысяч человек. Однако ополчение, пусть даже постоянное, — это все-таки не совсем полноценные солдаты. Именно стремясь повысить качество последних, республика с 2007 года и перешла на полностью профессиональную комплектацию Национальных вооруженных сил (НВС).
Надо сказать, процесс с самого начала шел не гладко, в том числе и потому, что огромное количество местной молодежи, как известно, предпочитает реализовывать себя не на родине, а в эмиграции. К середине 2022 года латвийские генералы вообще начали делать панические заявления.
Так, по словам командующего НВС Леонида Калныньша, с начала года по состоянию на июль удалось завербовать в армию 98 человек против 300 за аналогичный период предыдущего года. По его мнению, одной из главных причин недобора стали относительно низкие зарплаты контрактников по сравнению с гражданскими секторами.
«Сейчас в первый год службы военнослужащий получает на руки около 1000–1050 евро, которые состоят из зарплаты, расходов на питание и компенсации на проживание», — сообщил генерал.
Другие источники и вовсе утверждают, что латвийский контрактник довольствуется в среднем 950 евро, в то время как, например, обычный строитель после уплаты всех налогов может положить в карман не менее тысячи евро (и это непосредственно в Латвии: на какой-нибудь английской стройке платят больше).
Предчувствуя надвигающуюся катастрофу в оборонной сфере, предыдущее правительство страны спешно начало пробивать идею о возврате призыва на срочную военную службу. Активно раскручивая при этом (что вполне естественно для нынешних властей Латвии) миф о «российской угрозе».
Предполагалось, что срочников начнут набирать уже с 1 января этого года — в общей сложности одну тысячу человек. Причем все они должны явиться в военкоматы добровольно! Далее воинская повинность станет всеобщей для мужчин в возрасте от 18 до 27 лет (кроме инвалидов, учащихся, заключенных, а также отцов-одиночек). Призывные кампании будут проходить дважды в год, с января по июнь и с июля по декабрь включительно; срок службы составит 11 месяцев. К 2028 году численность срочников в армии планировалось довести до 7500.
Законопроект о Службе государственной обороны вместе с другими поправками к ряду законов, предусматривающими возврат к призывной системе, был внесен в Сейм аккурат в преддверии октябрьских выборов. Пожалуй, более неудачного момента выбрать было нельзя!
Большинство экспертов сходится во мнении, что именно эта инициатива стоила поста министру обороны Артису Пабриксу, заявившему о дальнейшей невозможности комплектовать армию исключительно на контрактной основе.
Во всяком случае, отклик в молодежной среде последовал моментально. Появившаяся на портале общественных инициатив петиция о необходимости оставить военную службу исключительно добровольной в два счета набрала необходимое количество подписей для передачи ее на рассмотрение в правительство.
По центру Риги 22 октября прошло шествием несколько десятков тысяч противников призывной системы. Протестующие в числе прочего указывали на то, что за такую смешную зарплату (месячное жалование срочника предварительно определили в размере 300–400 евро) они «не готовы терять год своей жизни, при этом рискуя ею».
Латвийский студенческий союз обратился в Минобороны с просьбой гарантировать учащимся вузов бронь: мол, в Латвии уже дефицит врачей, педагогов, инженеров и квалифицированных специалистов в целом ряде областей, а призыв еще более ухудшит ситуацию.
Что весьма показательно, с критикой призывной системы выступили и многие латвийские военные. Причем они озвучили те же настроения, которые характерны для латвийского общества в целом. Например, еще один генерал и по совместительству профессор Национальной академии обороны Карлис Креслиньш сослался на данные последнего соцопроса, проведенного его ведомством.
Согласно им, только треть жителей Латвии изъявляет готовность в случае нападения защищать страну с оружием в руках. А большинство предпочитает заботиться исключительно о собственном благополучии, считая, что спокойствие республики гарантирует ее нахождение в составе «единой Европы».
«А мы разве больше не страна НАТО? Альянс контролирует наше небо, имеет на нашей территории полный набор необходимых вооружений, и вообще в странах блока все базируется на общей умной обороне. Для того и есть НАТО, чтобы вместе создавать коллективную умную оборону», — согласился с ними Креслиньш.
Эту точку зрения разделяет и бывший командующий НВС Юрис Маклаковс: «Будем честны: в случае нападения воевать будет не Латвия, а все государства НАТО. Вклад, польза, которую мы получим от обязательной военной службы, будут минимальными».
По его мнению, призывную систему превращает в профанацию еще и аховая демографическая ситуация в республике, где молодежи становится все меньше.
К слову, в связи с данным обстоятельством латвийское Минобороны не исключает, что наряду с мужчинами призывать будут и женщин. А также тех соотечественников, которые постоянно проживают за рубежом. Хотя бывший командующий НВС Андрей Зейботс уверен, что эмигранты в этом случае начнут попросту отказываться от гражданства Латвии.
Кроме того, Маклаковс указывает на экономический аспект задуманной военной реформы, ибо «неясно, откуда будут взяты деньги еще и для обязательной военной службы».
И действительно, правительство Латвии до сих пор так и не представило никаких точных финансовых расчетов стоимости грядущего перехода на смешанное комплектование вооруженных сил. Ведь дополнительные средства потребуются на обмундирование, амуницию, выплату денежных довольствий, питание, строительство новых казарм для призывников, на их обучение и еще очень и очень многое.
Речь может идти о дополнительном миллиарде евро ежегодно — и это по самым скромным оценкам! То есть латвийский военный бюджет, который уже сейчас составляет 2,2% от ВВП, необходимо будет удвоить.
Ставшая 14 декабря прошлого года первой в истории Латвии женщиной — министром обороны Инара Мурниеце уверяет, что правительство усиленно работает над решением экономических задач по обустройству вооруженных сил. Насколько удачными окажутся результаты этой работы, предсказать вряд ли кто возьмется.
Также неизвестно пока, сколько именно молодых латвийцев с 1 января нынешнего года изъявили желание отправиться на срочную службу в армию. Но вероятнее всего, реальный призыв в НВС сможет начаться разве что с 2024-го. И проходить он будет уже в принудительном порядке.