Подражая Зеленскому: Майя Санду ведет Молдову к столкновению с Россией
Максим Камеррер
Все последние действия прозападного руководства Молдовы и высказывания официальных лиц говорят о том, что они взяли четкий курс на интеграцию в НАТО, которая несомненно приведет к конфронтации с Россией. Единственное, что сегодня может этому помешать, — такая «малость», как нейтралитет, прописанный в Конституции республики. Но можно не сомневаться, что Майя Санду решит эту «проблему» и поведет страну в светлое будущее, как это уже сделал «президент мира» Владимир Зеленский.
Процессы, происходящие сегодня в Молдове, свидетельствуют о том, что ей готовят роль нового театра военных действий после того, как «война до последнего украинца», которую НАТО ведет против России, будет завершена. Вряд ли есть необходимость напоминать, что именно расширение Альянса на восток и активное стремление Украины к нему присоединиться стали пересечением той «красной линии», которое вызвало необходимость начала специальной военной операции.
Молдова, несмотря на свой нейтральный статус, уже давно сотрудничает с НАТО и делает это достаточно активно.
Первые консультации Кишинева с Брюсселем носили антироссийский характер на фоне приднестровского конфликта. В 1992 году республика вступила в Совет Североатлантического сотрудничества, в 1994-м — присоединилась к программе «Партнерство ради мира», направленной на сближение НАТО и постсоветских стран. В 1997-м была открыта миссия западного блока.
В начале 2000-х годов Молдова подписала Меморандум о взаимопонимании с Агентством НАТО по техническому обеспечению и снабжению, в рамках которого был создан финансируемый Альянсом фонд, направленный на ликвидацию некоторых боеприпасов.
В 2005 году власти республики запросили у Брюсселя разработку и внедрение «Индивидуального плана действий партнерства РМ – НАТО». Год спустя он был принят: предусматривались расширение взаимодействия в области безопасности, участие в совместных операциях, интеграция с Евросоюзом, реформирование правовой и избирательной систем, центральной и региональной администраций, а также регламента парламента для их приведения в соответствие со стандартами ЕС. При этом Кишинев регулярно призывал Москву вывести свой миротворческий контингент из Приднестровья.
В 2010 году этот план был обновлен: в него вошли создание военного аэропорта, совместная борьба с терроризмом, а также развитие 22-го миротворческого батальона Молдовы с его привлечением к урегулированию кризисов и участию в операциях НАТО за рубежом.
Однако все эти годы власти Молдовы пытались «усидеть на двух стульях». Лишь начиная с 2009 года, когда во власти оказались представители проевропейских партий, страна открыто провозгласила курс на «евроинтеграцию» и дистанцирование от России и ЕАЭС.
Известно, что путь в Евросоюз лежит через сотрудничество с НАТО. Поэтому неудивительно, что «нейтральная» Молдова стала все больше расширять сотрудничество с блоком, направленным в первую очередь против Российской Федерации.
Это выразилось в том, что взаимодействие с Альянсом резко активизировалось: Молдова начала согласовывать с Брюсселем вопросы углубленной модернизации армии, реформирования оборонного сектора, организации региональной безопасности. С 2015 года на территории республики регулярно проводятся военные учения с участием военнослужащих из стран НАТО.
В начале 2022 года Кишиневом был утвержден новый план сотрудничества с Альянсом, направленный на модернизацию системы безопасности страны и запуск обновленной программы профессионального развития экспертов в военной сфере.
Сегодня фактически идет процесс накачки Молдовы натовскими вооружениями по модели Украины, чтобы заставить страну отказаться от нейтрального статуса, подтолкнуть ее к решению приднестровского вопроса военным путем и втянуть в конфликт с Россией.
Так, например, в начале января Германия безвозмездно передала Молдове партию бронетранспортеров Piranha и другую технику. Это колесные БТР производства швейцарской компании Mowag, находящиеся на вооружении многих стран. Насколько велика будет дальнейшая «модернизация» Национальной армии Молдовы, пока судить трудно.
В 2022 году в Евросоюз выделил на военные нужды Молдовы 40 млн евро, что позволило стране удвоить оборонный бюджет и начать переоснащение вооруженных сил. В 2023 году ЕС профинансирует поставки стрелкового оружия, средств связи и малых БПЛА.
Майя Санду неоднократно объясняла необходимость модернизации армии и перехода на натовские стандарты «угрозой со стороны России».
Последний год показал, что уровень этой «угрозы» пропорционален уровню интеграции с НАТО. Пока даже в молдавском Министерстве обороны не видят никаких реальных подтверждений возможной «агрессии» РФ.
Аппетиты же действующего президента растут. На завершившемся экономическом форуме в Давосе Санду сообщила о намерении закупить системы ПВО: «Мы запросили системы воздушного наблюдения и противовоздушной обороны. Мы понимаем, что Украина в приоритете и должна получить их, но мы тоже надеемся получить что-то».
Это заявление вызвало широкий резонанс внутри страны. Экс-министр обороны Павел Войку заявил, что, закупив подобные системы, «Молдова автоматически становится чьей-то целью, военной целью. И нам это все не нужно!» При этом он напомнил, что у республики уже были такие установки, но их продали за ненадобностью, когда пост министра обороны занимал представитель унионистской Либеральной партии Анатолий Шалару — ветеринар по специальности. При этом условия продажи тех средств ПВО до сих пор вызывают множество вопросов.
Уже практически публично признается, что Молдова не соблюдает закрепленный в Конституции нейтральный статус: через территорию страны идут дизельное топливо и другие ГСМ для нужд ВСУ. Санду пока отрицает поставки оружия на Украину, хотя киевский режим еще в мае 2022 года заявил о согласии Кишинева организовать коридор для такого транзита.
Проведение СВО стало прекрасным предлогом для еще большего втягивания Молдовы в орбиту НАТО. В провластных СМИ усиленно продвигается тезис о нависшей опасности, но при этом подчеркивается неспособность Национальной армии защитить страну.
Во многом информация о слабости молдавской армии верна. В настоящее время она насчитывает 6,5 тысячи военнослужащих и 2 тысячи гражданских лиц, до сих пор оснащена советской техникой и вооружением образца 1980-х годов. По оценке министра обороны Анатолия Носатого, вооруженные силы в нынешнем состоянии не готовы к ведению боевых действий повышенной интенсивности.
Учитывая слабость экономики и скромные мобилизационные возможности Молдовы, понятно, что даже увеличенная и модернизированная армия в 20–30 тысяч человек никаких серьезных задач в современной войне решить не сможет. Поэтому прозападным руководством обязательно будет поставлен вопрос о вступлении страны в НАТО со ссылкой на опыт Прибалтики.
Но для этого необходимо будет добиться внесения изменений в Конституцию.
Нынешнее руководство Молдовы, выполняя указания своих кураторов, сознательно втягивает страну в конфликт с Россией, превращая ее в еще один театр военных действий. При этом они прекрасно понимают, что соблюдение нейтрального статуса — прямая и основная гарантия безопасности, в отличии от взаимодействия с НАТО.
Но в этой своей губительной для Молдовы политической линии Санду и компания будут идти до конца, и поэтому перспективы республики уже на ближайшее будущее выглядят крайне пессимистично.