Приднестровью приготовиться: зачем Майя Санду посетила Румынию с «неофициальным» визитом
Максим Камеррер
Состоявшийся 7–8 января визит Майи Санду в Румынию вызвал много предположений и догадок, так как он был «неофициальным», по словам президента. Известно, что нынешние власти Молдовы всеми силами пытаются избавиться от записанного в Конституции нейтрального статуса страны и добиться «унири» с Румынией. Мешает этому в первую очередь особое положение Приднестровья и Гагаузии, так что проевропейское руководство республики сделает все, чтобы избавиться от этой «помехи», в чем, несомненно, ему будут помогать западные покровители.
В ходе последней кампании по выбору президента Молдовы одним из поводов для нападок на тогдашнего главу страны Игоря Додона были его зарубежные поездки. Однако, как оказалось впоследствии, по сравнению с Майей Санду ее предшественника можно смело назвать домоседом. Причем если в визитах Додона был баланс между ЕАЭС и западными странами, то Санду за два года пребывания на высшем государственном посту в восточном направлении ездила лишь два раза — на Украину и в Грузию.
Зато на Запад действующий президент мотается с завидной регулярностью, посетив практически все страны ЕС и США по два-три раза. Каковы цели подобных вояжей, мало кто знает. Та информация, которая преподносится официальными источниками, крайне скупа и ограниченна. И приезд Санду в Румынию за неделю до поездки на Международный экономический форум в Давосе не является исключением.
7–8 января этого года глава Молдовы совершила частный визит в румынский город Орадя, цель которого не раскрывалась. По инсайдерской информации, в ходе состоявшихся закрытых консультаций обсуждались вопросы будущих выборов президента Румынии и силовое решение приднестровского конфликта.
Осведомленные источники утверждают: Илие Боложан, председатель уезда Бихор, административным центром которого является Орадя, поддержал Санду на президентских выборах 2020 года. Отданные тогда за нее голоса молдаван, после получения румынского гражданства переехавших и живущих в этом уезде, — его рук дело. Теперь она совершила ответный, пусть и запоздалый, визит вежливости.
Румынская пресса сообщает, что Санду жила в статусной гостинице Maxim, обедала с Боложаном в ресторане Allegria, сидела в кофейне на центральной площади. По словам президента, визит носил неофициальный характер. В аэропорту ее застали с букетом цветов.
Тем не менее мало кто считает, что поездка была действительно частной, и у Майи Григорьевны налаживается личная жизнь. Нет, все говорит за то, что она приехала в Румынию обсуждать важные вопросы. А они могут быть самыми разными: от консультаций Боложана до поддержки будущего кандидата на президентских выборах в Румынии.
Значительная часть румынского электората (как и молдавского) проживает в европейских странах, и здесь важен ее опыт использования голосов диаспоры в пользу нужного кандидата. Это повышает роль и значение Санду в глазах заинтересованных лиц.
Хотя не исключено, что она и сама может ворваться в президентскую гонку — наличие румынского паспорта ей это позволяет. Подобный слух появился уже по обоим берегам Прута и является мечтой отдельных групп унионистов, которые полагают, что если она станет одновременно президентом Молдовы и Румынии, то это будет означать автоматическую «унирю».
Все же наиболее вероятным и правдоподобным является предположение, что Санду могла обсуждать со своими кураторами вопрос интеграции республики в НАТО. Именно в Орадя действует Центр передового опыта Альянса Humint, который был создан при поддержке Главного управления военной разведки США. Одна из задач этой структуры — работа с осведомителями и агентами, а президента Молдовы вполне можно причислить к этим категориям.
По мнению же румынских экспертов, Санду используют на предстоящих в 2024 году в Румынии президентских выборах, чтобы обеспечить победу «кандидата Сороса» Лауры Кодруца Кёвеши, занимающей сейчас пост Генерального прокурора Евросоюза. Это облегчит решение задачи по реализации «унири».
Если данная версия верна, это может привести к тому, что румынская пресса, близкая к оппонентам Кёвеши, станет еще жестче «мочить» Санду, в чей адрес в последнее время публикуется все больше и больше критических материалов. Будущее покажет.
Еще одна тема, затронутая во время этого визита, — силовое решение приднестровского конфликта. Это несмотря на неоднократные заявления официального Кишинева, что выход из сложившейся ситуации необходимо искать мирным путем.
По данным румынских источников, в ходе прошедших встреч Санду обсуждала с главой румынской разведки, представителями спецслужб ФРГ и европейского бюро ФБР вопрос ареста лидеров Приднестровья. Учитывая целенаправленное ухудшение отношений с Тирасполем в последнее время, версия, что в Румынии зондировалась почва по решению «приднестровского вопроса», представляется вполне логичной.
Сегодня Приднестровье является препятствием для такой желанной в Кишиневе «унири». А такая вероятность есть: все руководство Молдовы состоит из граждан Румынии, которые работают исключительно на ее интересы. Нельзя исключать, что в планах Санду — уступить непризнанную республику Украине в обмен на Буковину и часть Одесской области, то есть территории, которые когда-то были молдавскими, но на которые претендует и Румыния.
Если президенту Молдовы удастся выполнить возложенное на нее Бухарестом задание, то границы вернутся к тому состоянию, когда Приднестровье в составе Молдавской АССР входило в Украинскую ССР, а Буковина и часть Одесской области были румынскими.
Но нужно понимать, что любое изменение статуса Приднестровья приведет к масштабному внутреннему конфликту в стране с угрозой перерастания в настоящую гражданскую войну.
В 2022 году Молдова уже устраивала в отношении ПМР транспортную, экономическую и энергетическую блокаду, были введены ограничения на ввоз медикаментов и товаров первой необходимости, экспорт сельхозпродуктов. Возникла реальная опасность того, что левый берег Днестра окажется отсечен от поставок российского газа. В итоге там пришлось вводить режим ЧС.
Параллельно с этим в Кишиневе раздаются открытые призывы покончить, помимо Приднестровья, также и с Гагаузией.
Очевидно, что какая бы из вышеизложенных версий визита Санду в Румынию ни оказалась верной, ничего хорошего Молдове это не сулит. Судя по всему, наступивший 2023 год станет годом серьезнейших потрясений для республики, и неизвестно, сохранит ли она независимость.