«Оптимизация» вместо реанимации: власти Молдовы уничтожают систему здравоохранения в стране
Максим Камеррер
В Молдове экономика находится в самом плачевном состоянии за все годы независимости, но ситуацию в сфере здравоохранения можно назвать катастрофической. В республике закрываются роддома и больницы, резко упала продолжительность жизни населения, а у врачей снижается зарплата на фоне небывалой инфляции. При этом, вместо того, чтобы пытаться выправить ситуацию, команда Майи Санду занимается очередными «реформами» и «оптимизацией», а также избавляется от профессионалов, которые осмеливаются говорить о деятельности «евроинтеграторов» в области медицины.
На фоне резкого роста респираторных заболеваний, эпидемии гриппа, появления новых «улучшенных» версий коронавируса внимание в Молдове снова оказалось привлечено к системе здравоохранения, а также к тем, кто ей руководит — точнее, по старой доброй молдавской традиции, кто что-то имеет с того, чем руководит. Ситуация в этой области вызывает тревогу: прививки закончились, тест-системы отсутствуют, инфекционные отделения больниц переполнены, лекарств не хватает. Число случаев гриппа продолжает расти.
Однако руководство страны озабочено гораздо более важными, на их взгляд, проблемами: у Майи Санду с 17 по 19 января запланирована поездка на Экономический форум в Давос, где, наверное, без нее не смогут решить ни одной глобальной экономической проблемы. Половина состава правительства также пребывает в различных зарубежных командировках.
Зато «на хозяйстве» осталась министр здравоохранения Алла Немеренко, которая является одним из наиболее одиозных министров в команде Натальи Гаврилицы.
Руководить профильным министерством Аллу Немеренко направили после того, как она занимала пост советника Майи Санду по вопросам здравоохранения. Правда, в тот период ее карьеры возник крупный скандал: в ответ на запрос одного из телеканалов Министерство образования сообщило, что в ходе проверки выяснились нарушения при получении Немеренко диплома о специализированном постуниверситетском образовании. То есть, она получила его без сдачи экзаменов и защиты степени магистра.
Таким образом, были нарушены нормы, предусмотренные в законе об образовании. А если говорить совсем просто, то диплом советника Санду оказался «липовым». Однако это не помешало ей чуть позже стать министром здравоохранения. Скандал был замят, новый министр вступила в должность и принялась за «работу».
Если попытаться вспомнить какие-то реальные дела Немеренко, то, пожалуй, единственным действительно заметным шагом может служить законопроект по очередной реформе здравоохранения. Он заключается в переподчинении районных больницы напрямую министерству, что позволит центральным властям распоряжаться огромным количеством недвижимости, фондов, грантов и кредитов.
Как это улучшит здоровье граждан Молдовы — непонятно.
«Главная цель этого проекта — развитие районных больниц, создание условий для их финансирования, оснащения и улучшения управления. Наша инициатива должна обеспечить эффективное управление и лучшее качество услуг для граждан», — отметил депутат от PAS, глава комиссии по социальной защите Дан Перчун.
Однако подоплека у этого законопроекта совсем другая. Руководство республики хочет «наложить лапу» на больницы, которые ранее управлялись районными советами, чтобы назначать своих директоров. Помимо этого, мало кто сомневается, что это переподчинение обернется ликвидацией целого ряда лечебных учреждений или их «оптимизацией», как любят выражаться молдавские «евроинтеграторы».
В Молдове все прекрасно помнят, чем обернулась «реформа» образования, когда это профильное министерство возглавляла Майя Санду. Очевидно, что участь ликвидированных школ теперь угрожает и больницам.
За период нахождения «евроинтеграторов» у власти ситуация в здравоохранении и так значительно ухудшилась. Например, были закрыты девять роддомов под предлогом нехватки кадров.
По мнению экспертов, самое слабое звено медицинской помощи — районное, наиболее близкое к людям. И его необходимо улучшать путем увеличения муниципальных бюджетов на здравоохранение. Но подобные меры вовсе не в интересах прозападного руководства республики. Укрепление районов Молдовы, усиление местной власти ему не нужно, ведь в его планах, наоборот, значится административная реформа по объединению районов в более крупные административно-территориальные образования по румынскому образцу.
Команда Санду, проводя по указке «партнеров по развитию» в лице МВФ и других западных фондов «оптимизацию» системы здравоохранения, ее разрушает, постепенно снижая расходы на эту сферу в бюджете страны.
В Молдове отсутствует государственная программа медицины и сохранения здоровья: все работает на остатках советского прошлого, грантового оборудования и гуманитарных лекарств.
Более того, с марта 2023 года для получения медицинского обслуживания трудоспособным гражданам необходимо приобретать медицинские полисы, стоимость которых в новом году выросла почти в три раза — с 4500 до 12 636 леев в год.
Демография в Молдове в катастрофическом состоянии: с 2019 по 2021 годы рождаемость сократилась на 10%, смертность выросла на 25%, естественная убыль населения увеличилась в четыре раза. Средняя продолжительность жизни в стране-кандидате на членство в ЕС одна из самых низких в Европе. В 2021 году она составляла 65 лет у мужчин и 73 года у женщин, это почти на два года меньше, чем в 2019 году.
Деятельность правительства привела к тому, что у врачей произошло самое большое снижение зарплаты — не менее чем на 35%. Это единственная категория бюджетников, которым в 2023 году не повысят заработную плату.
Более того, есть очевидные признаки того, что в Молдове начинаются репрессии в системе здравоохранения.
В начале января министр Немеренко подписала приказ, согласно которому руководитель Национального центра догоспитальной скорой медицинской помощи (ЦНДСМП) Наталья Катаной была отстранена от занимаемой должности под предлогом ненадлежащего исполнения своих обязанностей. На пресс-конференции Катаной это подтвердила, но заявила, что в основе указа об ее отстранении — ложная информация.
«За это время количество смертей в учреждении не увеличилось, а, напротив, сократилось. А количество успешных реанимационных мероприятий возросло», — утверждает руководитель ЦНДСМП. Она настаивает, что, учитывая ее многолетний опыт завкафедрой скорой медицинской помощи, а также работы в отделении интенсивной терапии, никто не имеет право поступать с ней подобным образом.
Катаной намерена обжаловать указ Немеренко в суде, но осознает, что нормально работать в системе при этой власти ей не дадут. «Я понадеялась на эту власть, на продвижение профессионалов, на развитие медицины. Но таковы “хорошие времена”», — подытожила врач.
Эту ситуацию прокомментировал экс-премьер Ион Кику, который утверждает, что ситуация с Катаной вызвана тем, что та отказывается увольнять врачей, осмелившихся говорить открыто о ситуации в стране. «Немеренко, не забывай, что люди, над которыми ты сейчас издеваешься, в скором времени будут тебя лечить», — эмоционально высказался Кику.
Сегодня здравоохранение Молдовы, а значит жизни и здоровье миллионов людей, в том числе и детей, оказались заложниками в руках банды временщиков, которой является партия PAS во главе с Майей Санду.
«Евроинтеграторы» используют власть отнюдь не во благо населения Молдовы, которое рассматривается ими исключительно как источник личной наживы. Если ничего не противопоставить существующему режиму, то уже в обозримой перспективе молдаване будут доведены до такого состояния, что проголосует за любую «унирю». С этой точки зрения, Санду и ее приспешники показали себя достаточно эффективными менеджерами, способными достигать результата, нужного их западным кураторам.