«Фанатики, уверовавшие в собственную избранность»: власти Молдовы уничтожают оппозицию
Максим Камеррер
С конца 2022 года оппозиционные партии Молдовы бойкотируют заседания парламента. Таким образом, сейчас законотворчеством занимаются только депутаты прозападной партии PAS. Чем вызвана такая необычная форма протеста? Насколько легитимными будут законы, принятые представителями только одной политической силы? Последует ли расправа над оппонентами со стороны властей? Собирается ли Запад втянуть Молдову в вооруженный конфликт? На эти и другие вопросы аналитическому порталу RuBaltic.Ru ответил вице-председатель фракции Блока коммунистов и социалистов и член Постоянного бюро парламента Республики Молдова Константин Старыш.
— В настоящее время в заседаниях парламента не участвуют оппозиционные силы — Блок коммунистов и социалистов и партия «Шор». Чем вызван этот бойкот?
— Бойкот заседаний парламента — одна из общепринятых демократических форм выражения протеста. Нам пришлось прибегнуть к ней, поскольку на протяжении всей деятельности парламента этого созыва, правящее большинство беспардонно и бессовестно нарушает права оппозиции. А ведь она представляет, как минимум, треть избирателей.
Впрочем, сегодня, в связи с драматичным падением рейтингов PAS, уже значительно больше.
Даже при диктатуре Влада Плахотнюка в парламенте был День оппозиции, когда рассматривались исключительно законопроекты, предложенные оппозиционными фракциями. Нынешняя власть настолько цинична и высокомерна, что не в состоянии пойти даже на этот шаг. Практически ни один из проектов, предложенных оппозицией, не был рассмотрен. Ни один из них не получил положительного отзыва правительства.
В то же время оппозиционные фракции фактически ежедневно подвергаются шельмованию, оскорблениям, в том числе — со стороны руководства парламента. С подобной ситуацией молдавский парламентаризм сталкивается впервые.
Общеизвестно, что рекомендации Венецианской комиссии сводятся к тому, что законопроекты, имеющие широкий общественный резонанс, должны приниматься лишь на основе широкого политического консенсуса. Но правящей партии на это плевать — оппозиция исключена из процесса обсуждения и принятия решений.
PAS совершает ту же самую глупую ошибку, которую не раз совершали многие наши правители: они считают, что пришли к власти навсегда, что это своеобразная КПСС — «руководящая и направляющая сила общества», и осталось лишь закрепить этот статус в Конституции.
Они не допускают мысли, что завтра можно оказаться в оппозиции и столкнутся со всеми теми мерзостями, которые они собственноручно закрепили в законодательстве. Но нет ничего вечного, в том числе — вечной власти. И это значит, что не сегодня-завтра PAS придется отвечать по тем законам, которые они собственноручно приняли, чтобы ограничить возможности и права нынешней оппозиции. Наплевали в колодец, из которого уже очень скоро придется пить.
— В ситуации, когда все вопросы в парламенте рассматриваются представителями только одной партии, насколько полноценна легитимность принимаемых решений?
— С юридической точки зрения — вполне. Именно так работает демократия: избиратель отдает власть той или иной политической силе на долгих четыре года, как бы уполномочивая ее выступать от своего имени. Но ведь есть ее моральная легитимность. А ею и не пахнет. Я уже упоминал о рекомендациях Венецианской комиссии Совета Европы, настаивающих на необходимости достижения максимально широкого политического консенсуса по ключевым вопросам, которые наша «проевропейская власти» благополучно игнорирует.
Есть еще один тонкий момент: избиратели, отдавая голоса за нынешнюю правящую партию, ориентировались на предвыборные посулы и лозунги. Нынешняя политическая деятельность PAS не имеет с ними ничего общего.
Никто не голосовал за инфляцию в 35%, установление диктатуры, мутные схемы в энергетике, разрыв отношений с традиционными партнерами и закрытие наиболее популярных СМИ.
Таким образом снижается уровень общественной легитимности принимаемых решений. Но все это, безусловно, софистика. Несмотря на то, что правящая партия сегодня не представляет интересы и половины своих собственных избирателей, не говоря уже о той части общества, которая не голосовала за PAS, она в своем праве, которым ее наделили граждане страны.
И пока им не дадут исправить ошибку, желательно, на досрочных выборах, все так и будет. Слон в посудной лавке — слишком изящное сравнение, чтобы применить его к правящему большинству.
— Предновогодние дни в парламенте запомнились единоличным принятием депутатами PAS бюджета Молдовы на 2023 год, в котором существенно увеличены военные расходы и расходы на повышение зарплат министрам при сокращении финансирования социальных выплат, а также нового кодекса о выборах, сужающего возможности для участия в голосовании для нерумыноязычных кандидатов и избирателей. Как Вы охарактеризуете принятые законодательные акты?
— Эти законы, в которые оппозиции не позволили внести ни одной поправки, к сожалению, указывают на то, что Молдова движется по чужой, навязанной извне повестке. Эта повестка агрессивна, от нее тянет войной и тотальной бедностью.
В этом контексте интересно проследить за перемещениями Майи Санду, ее частными визитами-сюрпризами в Румынию. Что они нам готовят станет ясно уже очень скоро.
А пока порадуемся за правительство, которое не в состоянии обеспечить население страны дровами, но устраивает торжественные встречи выклянченным у немцев бронетранспортерам «Пиранья».
— Правящая партия практически не скрывает свои планы через Конституционный суд добиться запрета партии «Шор» с дальнейшим перераспределением депутатских мандатов этой партии в свою пользу. Насколько реально осуществление подобных планов?
— С такими отмороженными деятелями, которые сегодня управляют Молдовой, возможно все. Да, если это случится, то станет опасным прецедентом для молдавской правовой и демократической системы. Но мы уже поняли, что нами управляют закомплексованные фанатики, уверовавшие в собственную избранность и исключительность, готовые записать во враги государства всех, кто осмеливается подвергнуть их исключительность сомнению.
Поэтому массовая зачистка политического поля более чем вероятна. Партию «Шор» могут запретить за незаконное финансирование, Партию социалистов — за предательство Родины, для Партии коммунистов изобретут «декоммунизацию» по украинскому сценарию. Вы же видите, что все к тому и идет.
Вплоть до деталей: оппозиционные каналы в Украине были закрыты за полгода до начала боевых действий. Уже и в Молдове есть намеки гонений на каноническую церковь. А жертвой «декоммунизации» по невероятной логике стал великий поэт Пушкин, язык которого так мучает теперь уже и представителей PAS.
Вопрос — кого готовят на смену зачищенной оппозиции? Кто те «рукопожатные» оппозиционеры, которым уготована роль подтанцовки в безумном канкане PAS? Кто те ноунеймы, которых будет раскручивать в качестве — нет, не альтернативы действующему правлению, а, скорее, своеобразных лагерных капо — привилегированных заключенных, печально известных своей жестокостью по отношению к другим узникам.
Намеки на ответы содержатся, в частности, в слитой переписке Вадима Пистринчука. Но, как говорится, поживем — увидим. Как написал в своем последнем произведении Виктор Пелевин, «утопи дурака в отхожем месте, он себе на этом карьеру сделает».
— Очевидно, что при нынешнем раскладе депутатских мандатов, парламентские методы политической борьбы не эффективны. Есть ли какие-то другие способы остановить беспредел власти?
— Вариантов не так много. Если парламент перестает быть площадкой для эффективной борьбы с режимом, остается улица. Да, наши граждане не очень любят протестовать открыто, предпочитая предъявлять претензии к власти в интимной обстановке кабинки для голосования.
Да, предыдущий опыт протестов, кто бы их ни организовывал, не так уж и позитивен. Да, в Молдове практически невозможны акции гражданского неповиновения. Но, надеюсь, должно в какой-то момент прийти осознание того, что свержение режима PAS — единственный путь к сохранению Молдовы в качестве суверенного, нейтрального, мирного государства.
— Действующая власть проводит демонстративную антироссийскую политику. Насколько велика опасность втягивания Молдовы, несмотря на нейтральный статус, в открытое противостояние с Российской Федерацией?
— Скажем так: по моему глубокому убеждению антивоенная повестка в скором времени будет очень востребована.
— Как нужно расценивать недавние заявления депутата PAS Оазу Нантоя о необходимости ликвидации Гагаузской автономии и урегулировании приднестровского кризиса без учета мнения Тирасполя?
— Этот же депутат четко описал так называемую «пятую колонну» — пожилые, нищие, этнические группы. Ну, то есть «неарийцы». Как можно комментировать заявления, явно вдохновленные книжкой «Майн Кампф» (запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru)? Это там обосновывалась репрессивная сегрегация по национальному и прочим признакам. А сам-то Нантой — неужто белокурая бестия, ницшеанский сверхчеловек?
Он как-то незаметно записал в «пятую колонну» абсолютное большинство стремительно стареющего и нищающего населения Молдовы.
Можно только посоветовать ему сдать анализы на «хорошие времена». Впрочем, по ощущениям, что у депутата Нантоя на языке, то у других членов правящей партии на уме.
— Каков Ваш прогноз развития событий в Молдове на 2023 год?
— А давайте не прогноз, а пожелание. Хочу пожелать молдавскому обществу получить возможность бесконфликтно, в ходе досрочных выборов снести нынешний бесчинствующий диктаторский режим. Повторюсь: только это сможет гарантировать мир в стране и сохранение самой страны.