Политика Политика

Разборки в «проевропейском гареме»: Запад создает в Молдове очередную «любимую жену»

После распада СССР во многих бывших союзных республиках к власти пришли практически полностью подконтрольные Западу силы, которые управляются посредством многочисленных НПО. Такая ситуация сложилась и в Молдове, где за благосклонность Брюсселя и Вашингтона борются различные партии. Но даже полная приверженность идеям «евроинтеграции» не гарантирует сегодняшним фаворитам того, что уже завтра им не найдут замену.

Всегда можно заметить некую общую «кальку», по которой коллективный Запад осуществляет вмешательство во внутренние дела государств постсоветского пространства. Однако можно проследить и некоторые изменения в методах и подходах, которыми руководствуются многочисленные НПО и руководящие ими западные дипломаты, аккредитованные в столицах бывших союзных республик.

Так, например, в первой половине 2010-х годов ставка делалась на создание коалиций из нескольких политических партий, декларирующих в своих странах проевропейский путь развития. В Молдове после прихода к власти в результате массовых беспорядков подобных сил в 2009 году это выразилось в создании нескольких сменявших друг друга «Альянсов за европейскую интеграцию».

Изобретенный в Древнем Риме и доведенный сегодня Западом практически до совершенства принцип «Разделяй и властвуй» прекрасно обеспечивал контроль не только над страной в целом, но и над самими проевропейскими партиями, которые ожесточенно боролись за роль «любимой жены» в гареме «белого сагиба». 

Так продолжалось довольно долго, пока «любимая жена» в лице олигарха Влада Плахотнюка, не пошла вразнос и не довела Молдову до такого состояния, что начала попросту дискредитировать саму идею евроинтеграции.  Именно тогда была в спешном порядке подготовлена замена, на которую претендовали две политические партии — Платформа DA во главе с Андреем Нэстасе и PAS во главе с Майей Санду. Именно они и создали единый предвыборный блок, который прошел в парламент.

После этого была создана коалиция с Партией социалистов, которая и отстранила олигарха от власти. Такова, по крайней мере, наиболее часто используемая версия. На самом деле, произошедшее летом 2019 года являлось результатом редкого консенсуса между Россией и США по поводу происходящего в Молдове — Плахотнюк уже просто «достал» и Москву, и Вашингтон.

В итоге, при президенте Игоре Додоне, сумевшем добиться нормализации отношений с Россией, было сформировано правительство во главе с Майей Санду, которое при этом выступало за европейскую интеграцию Молдовы. Сразу после прихода альянса Платформа DA–PAS в парламент, представители партии Нэстасе были практически моментально «отжаты» от выгодных и влиятельных должностей. Сам он получил пост министра внутренних дел, но пробыл на нем совсем недолго и был оправлен в отставку.

Очевидно, что подобное могло произойти только случае победы Майи Санду и партии PAS в борьбе за благосклонность коллективного Запада. Сегодня Платформа DA пока еще представлена в органах власти, но только на местном уровне, а Нэстасе, являющийся муниципальным советником в Кишиневе был лишен политической поддержки партии, которую когда-то основал.

Однако это вовсе не означает, что партия PAS, ставшая «любимой женой», единственная, на кого делается ставка в Бухаресте, Брюсселе и Вашингтоне. Процесс создания новых альтернатив «проевропейцам», находящимся во власти, не прекращался и идет постоянно.

Так, в марте 2021 года, под досрочные парламентские выборы Агентство государственных услуг зарегистрировало новую политическую партию — «Партию перемен». Возглавил ее адвокат и «гражданский активист» Штефан Глигор, являвшийся бывшим директором программ Центра политик и реформ (CPR Moldova), который был основан и работал при финансировании Фонда Сороса.

В 2017-2018 годах он участвовал и выступал на антиправительственных митингах против режима Плахотнюка. А осенью 2019 года принимал участие в конкурсе на пост генерального прокурора Молдовы. Его кандидатуру усиленно лоббировала Майя Санду, которая на тот момент была премьер-министром.  Но в итоге главный пост в юстиции выиграл Александр Стояногло. Возможно, именно после этого Глигора «перебросили на другой фронт» — создание еще одной прозападной партии.

Надо сказать, что это нормальная практика в молдавской политике — создавать «политические консервы» проевропейской ориентации, которые будут «вскрыты» в тот момент, когда находящиеся у власти силы полностью себя дискредитируют.

И вот тогда им на смену придут другие. Представители «Партии перемен» начали довольно бойко, заявив, что только они знают, как привести Молдову в Европу. При этом очевидно, что они переоценили степень поддержки из американского посольства и собственные возможности. На выборах летом 2021 года «Глигор и компания» критиковали абсолютно всех, в том числе и PAS, но набрали всего 0,17% голосов избирателей. Тем не менее, партия продолжает оставаться в ближайшем резерве, несмотря на то, что последнее время избегает публичности и критики действующей власти.

Наверное, от «Партии перемен» западные кураторы все-таки ожидали на выборах результата более внушительного, чем сотые доли процента. Так или иначе, но в конце ушедшего года в Кишиневе была зарегистрирована еще одна политическая партия проевропейской направленности — «Коалиция за единство и благополучие» (Coaliția pentru Unitate și Bunăstare — СUB). Ее председателем стал Игорь Мунтяну — экс-посол Молдовы в США и бывший депутат от Платформа DA.

Вот пара показательных тезисов от главы новой проевропейской партии:

 — CUB гарантирует полное присоединение Молдовы к ЕС к 2030 году, создание интегрированных общих пространств с Румынией, что будет стимулировать потенциал, ресурсы и институты обоих государств в проекте национального единства, который обеспечит нашему идеалу международное признание;

— Кишинев слишком толерантен по отношению к так называемым «тираспольским властям», предоставляя региону бесплатный природный газ и тем самым косвенно финансируя сепаратизм. Энергетический кризис представляет собой шанс для Кишинева ускорить процесс демонтажа режима в Тирасполе путем экономического подавления. Иначе, Приднестровье будет тормозить евроинтеграцию.

Судя по всему, на Западе возник реальный запрос на появление в Молдове «партии войны», и создание CUB надо связывать именно с этим.

Возможно, теми же причинами объясняются и заявления депутата PAS Оазу Нантоя, который в телеэфире заявил о необходимости ликвидации Гагаузской автономии и о том, что приднестровскую проблему надо решать без участия представителей Тирасполя. В ближайшем будущем «проевропейцы» будут соревноваться в воинственной риторике, не заморачиваясь тем, что их высказывания прямо противоречат тем самым декларируемым «европейским ценностям».

Нельзя не упомянуть и о еще одном движении, которое создал мэр Кишинева Ион Чебан. 21 декабря 2022 года состоялся учредительный cъезд партии «Национальное Альтернативное Движение» (MAN), которая также позиционирует себя как проевропейская. Сам градоначальник начинал политическую карьеру в Партии коммунистов, потом перешел в Партию социалистов, при поддержке которой и стал главой столицы.

Было время, когда секретарь по идеологии Партии социалистов Ион Чебан регулярно летал в Россию, возлагал венки на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге и говорил красивые слова о необходимости сотрудничества между Молдовой и РФ.

Но потом что-то изменилось — сначала он из Ивана стал Ионом, потом начал утверждать, что правильно называть язык румынским, а не молдавским, а совсем недавно в телеэфире заявил, что Крым является украинским. 

Хорошо известно, что Чебан хочет переизбраться на пост мэра Кишинева, а партия PAS — посадить в это кресло своего человека. Но путь, который Чебан избрал для сохранения должности, не может вызывать уважение. И присутствие посла США на учредительном съезде его партии (именно поэтому съезд прошел без присутствия посторонних и прессы) вовсе не является гарантией того, что нынешняя власть республики не станет использовать против мэра подконтрольную ей молдавскую юстицию.

Разборки в «проевропейском гареме» Молдовы только начинаются, и чем ниже опускается рейтинг Санду и партии PAS, тем ожесточеннее будет их характер.

Читайте также
6 января 2023
Уже больше 30 лет ведутся разговоры о возможном поглощении Молдовы соседней Румынией, осуществить которое официальный Бухарест сегодня пытается посредством своих ставленников в Кишиневе. В самом же молдавском обществе по этому вопросу нет согласия — в республике есть как «унионисты», так и «молдовенисты». Последние указывают, что собственную государственность Молдова имела задолго до образования современной Румынии, считают свой язык именно молдавским и готовы активно противостоять румынизации страны.
4 января 2023
Цена газа от «Газпрома» для Молдовы в январе составит около 1 230 долларов за тысячу кубометров. Об этом сообщил председатель правления АО «Молдовагаз» Вадим Чебан.
8 января 2023
Молдова заинтересована в присоединении к платформе общих закупок газа, которую предложила Еврокомиссия.
9 января 2023
МИД непризнанного Приднестровья выражает озабоченность в связи с планами Молдовы ввести уголовную ответственность за сепаратизм.