Правда глаза режет: на Украине снесли памятник основателям Одессы
Святослав Князев
В конце декабря украинские неонацисты, предусмотрительно нарядившиеся в маски, под покровом ночи снесли памятник основателям Одессы, центральное место в котором занимала скульптура Екатерины II. Своими действиями киевский режим ярко продемонстрировал, что вся его идеология базируется исключительно на лжи. Ведь следуя логике «патриотов» Украины, Одессу необходимо полностью стереть с лица земли вместе с целым рядом других городов, по иронии судьбы попавших в состав страны.
Политические баталии, продолжавшиеся в Одессе несколько месяцев, завершены: в конце декабря на Екатерининской площади снесли памятник основателям города, то есть самой Екатерине II и ее сподвижникам — де Рибасу, де Волану, Потемкину и Зубову. На уничтожении монумента настояла «президентская вертикаль» украинской власти.
Еще летом Одесская военно-гражданская администрация потребовала от мэрии уничтожить монумент. А осенью лично Владимир Зеленский заявил, что попросит СБУ разобраться с вопросом, почему памятник еще стоит.
Мэр Одессы Геннадий Труханов в августе заявил в интервью итальянской газете Corriere della Sera: «Я против сноса статуй. Даже если мы разрушаем памятники, история не меняется. Знаю, что собрана петиция с 25 тысячами подписей, но я жду. С такой логикой мне также убрать памятник Пушкину или Гагарину? Это не имеет смысла».
После этого исполком и горсовет Одессы некоторое время «проваливали» соответствующие голосования. Но мужества открыто встать на защиту своего города и истории от бандеровских «шариковых» у местных властей не хватило.
В ноябре их все-таки «додавили», и они отказались от собственного мнения, проголосовав за снос памятника. Теперь скульптуры основателей Одессы, словно мусор, брошены во дворе местного художественного музея.
В украинских соцсетях началось ликование. Екатерину II называют «украинофобкой», которая «оккупировала украинскую Одессу», а ее памятник, мол, снесли абсолютно заслуженно. Все это указывает на крайне удручающий уровень интеллектуального развития сторонников киевского режима.
«А чему вы радуетесь? (...) Вы, животные ***** ? (...) Что от Одессы останется? Ну, снесли вы памятник Екатерине, так продолжайте дальше — снесите на*** всю Одессу! Потому что она — везде памятник! Там графья Толстые русские рядом… Памятник дюку де Ришелье… Потемкинская лестница... Там все на*** надо снести. Что, не понимаете?», — возмутился произошедшему одесский активист и блогер Стас Домбровский.
Впрочем, памятником Екатерине II и другим русским правителям является не только Одесса, но и все Северное Причерноморье, а также Слобожанщина.
Здесь нужна краткая историческая справка. Во времена существования Древнерусского государства оно отчасти контролировало территории, которые в ХХ веке стали называть юго-востоком Украины. Однако монголы в XIII веке вытеснили русичей с этих земель. В XIV столетии литовцы, в свою очередь, частично потеснили ордынцев на севере (в частности в районе современной Слобожанщины), но закрепиться не смогли.
В начале XVI века Слобожанщина перешла под власть русских царей. Ее освоение шло непросто: на открытых степных территориях было сложно укрыться от постоянных набегов кочевников, которые на тот момент безраздельно властвовали над Причерноморьем и Приазовьем. Но русские власти не сдавались. В 1596 году был основан Белгород, а к юго-западу от него начали массово строиться укрепления: Ахтырка, Острожск, Сумы, Харьков. Здесь цари выделяли землю для расселения людей, массово бежавших из Речи Посполитой.
В конце XVII века границу подвинул Петр I. По итогам его Азовских походов в состав России вошло Северное Приазовье. После неудачного Прутского похода русской армии турки рассчитывали на возврат всех утерянных территорий, но в полной мере своего добиться так и не смогли.
В ходе войны 1735–1739 годов российские войска вступили в Крым и нанесли османам ряд болезненных поражений. Однако из-за угрозы нападения Швеции Россия вынуждена была пойти на большие уступки Турции при заключении «быстрого» мира.
Тем не менее Османской империи пришлось официально признать российскими Азов, Таганрог и устье Дона.
Следующая русско-турецкая война (1768–1774) велась уже при Екатерине II и оказалась сверхуспешной для Российской империи. Турки понесли жесточайшие поражения на Балканском театре военных действий и были вытеснены из Крыма. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Османская империя отказывалась от права на полуостров и признавала его независимость.
Кроме того, России отходили территория между Днепром и Южным Бугом (где вскоре были основаны города Николаев и Херсон), крепость Кинбурн с одноименным полуостровом, а также крепости Керчь и Еникале «с их уездами». В 1783 году Крым по просьбе части местного населения вошел в состав Российской империи.
Рост влияния России на Черном море, а также потеря Крыма разозлили Стамбул. В 1787 году Турция начала очередную войну, продолжавшуюся четыре года и завершившуюся для нее полным провалом.
Османская империя вынуждена была передать России междуречье Южного Буга и Днестра с крепостью Очаков и Хаджибеем, на месте которого возникла Одесса, а также земли в районе Кубани.
Поэтому называть Екатерину II «оккупанткой» по меньшей мере странно. Земли между Азовским морем и Днестром, завоеванные ее полководцами, представляли собой практически не имевшее оседлого населения дикое поле. По нему лишь изредка кочевали орды, подконтрольные Крымскому ханству.
Никакую Украину российская императрица «оккупировать», конечно, не могла. Одесса, Николаев и Херсон стояли на почти безлюдных территориях, контролируемых Османской империей с помощью сети крепостей и татарских разъездов.
Малороссы же появились на этих землях позже. Если города в новоприсоединенных землях заселялись преимущественно великороссами и европейскими специалистами, то земли под сельскохозяйственные нужды распределялись между переселенцами с Балкан, немецкими колонистами, крестьянами из средней полосы России и выходцами из Малороссии, где угодий аграрного назначения в то время остро не хватало.
Предки нынешних украинцев на территориях, получивших название Новороссия, жили преимущественно в селах и даже там не были «эксклюзивной» этнической группой. Они должны быть благодарны императрице, которая в принципе пустила их на новые земли. Но какова их благодарность на деле, мы можем убедиться на примере сноса памятника в Одессе.
Что же касается «украинофобии» Екатерины II, то эти обвинения можно смело называть «комедией в квадрате». Во-первых, императрица умерла почти за сто лет до того, как слово «украинец» вообще начали употреблять в качестве этнонима. Во-вторых, даже если говорить о предках украинцев — малороссах, то никакой неприязни к ним императрица никогда не испытывала. Скорее наоборот.
Немало придворных ее эпохи были выходцами из Малороссии. Как и Елизавета, Екатерина покровительствовала братьям Разумовским — Кириллу и Алексею. Алексей, которого называли тайным мужем Елизаветы, горячо поддержал приход Екатерины II к власти. По свидетельствам очевидцев, сама императрица относилась к нему как к близкому родственнику. Когда он приезжал в гости, царица лично пододвигала ему кресло.
Кирилл Разумовский весь срок правления Екатерины был президентом академии наук. Более того, императрица возвела его в генерал-фельдмаршалы.
Екатерина пыталась возродить в Малороссии гетманщину, но убедилась, что с технической точки зрения она, как и полковая система устройства территории на Левобережье, неэффективна. Потому эти земли привели к стандартному для России административному устройству.
Что же касается Запорожской сечи, то она на фоне расширения границ империи полностью утратила свое военное значение. Держать казачество в глубоком тылу было совершенно бессмысленно. Спокойно и бескровно ликвидировав Сечь, Екатерина II некоторое время искала запорожцам новое применение и в конце концов поселила их на Кубани, не только сохранив, но и расширив их льготы и привилегии.
Как видим, любые попытки обвинить Екатерину в украинофобии абсурдны. И подобные игры неизбежно приведут к полному стиранию реальной истории. Ведь без признания ее заслуг сказать что-либо об основании Одессы или Николаева в принципе невозможно.
Останется вещать, что императрица присвоила себе заслуги древних укров, миллионы лет охотившихся в этих местах на динозавров и отбивавшихся от инопланетян. Но для этого всю Одессу придется снести. Потемкинская лестница «слишком примитивна» для пещерных тарасов, которые меткими бросками каменных топоров сбивали НЛО…
Скажете, это дикость? Но разве всего десять лет назад многие поверили бы в тотальную неадекватность, которой предаются украинские власти сегодня? То ли еще может случиться, если орду сумасшедших убийц под предводительством бывшего комика из «95-го квартала» не остановить вовремя.