«Красные перевертыши»: из кого США слепили русофобские элиты в Прибалтике
Николай Ульянов
Прошло чуть более 100 лет с момента создания Советского Союза, частью которого долгое время были страны Прибалтики. На сегодняшний день политическое руководство в Литве, Латвии и Эстонии отчасти состоит из потомков не только гитлеровских коллаборантов, но и служащих органов власти СССР. Варварская борьба с советскими памятниками, активное превращение территорий трех республик в военные базы армии США, а также призывы углублять и расширять санкции против РФ в условиях стремительной деградации собственных экономик и депопуляции дают основания полагать, что у Вашингтона есть «папки» на многих представителей местных элит.
Страны Прибалтики после выхода из состава СССР очень быстро попали под контроль США, прямо заинтересованных в создании у границ России своих марионеточных режимов с довольно радикальной политикой. Новые условия потребовали появления здесь политического руководства соответствующего «разлива».
Именно советская бюрократия стала главным источником кадров для формирования местных элит; требовалось лишь приобрести новые качества, способности и умения.
Одним из таких качеств оказалась русофобия, которая берет корни в личных комплексах бывших партийных управленцев, а также связана с попытками оправдаться перед националистически настроенными избирателями и западными кураторами за карьеру в «оккупационных» структурах.
Как отмечал В.А. Смирнов в журнале «Балтийский регион», в новых условиях в Прибалтике сформировалась четырехсоставная структура элит, состоящая из «политиков морали», экс-номенклатуры, выходцев из зарубежных диаспор и представителей бизнеса.
Он подчеркнул, что «на смену «первым секретарям» пришли «инструкторы» — амбициозное молодое поколение, которое совершало первые шаги в советской системе иерархии в «перестроечный» период, а в новых условиях увидело возможность улучшить свое положение путем подчеркивания ценности независимого национального государства.
Из всех вышеперечисленных элементов нового политического истеблишмента только бывшие «красные» кадры имели реальный опыт управления, тогда как представители других социальных слоев лишь учились политике и приобретали соответствующие навыки. Так, до начала 2000-х годов в среднем до 40% властных групп Литвы, Латвии и Эстонии комплектовались именно выходцами из советской номенклатуры.
Перед руководителями в Прибалтийских республиках после распада СССР встал вопрос об их легитимности в глазах представителей титульных наций.
Ну а поскольку после развала соцлагеря изменился и мировой расклад сил, они взяли курс на борьбу с советским прошлым и русофобскую политику, основанную на травле местного русского населения, не желавшего принимать откровенно неонацистские и ревизионистские исторические нарративы.
В настоящее время период пребывания Литвы, Латвии и Эстонии в составе СССР именуется не иначе как оккупацией, а местные коллаборанты, воевавшие на стороне немецких нацистов, преподносятся как борцы за независимость. Потребовалось немало усилий, чтобы снять с них ответственность за совершенные военные преступления.
Как отмечал российский историк Владимир Симиндей, в Прибалтике была принята идея о принудительном характере сотрудничества с Третьим рейхом. На Украине, кстати, в ходу те же тезисы: глава Института национальной памяти Владимир Вятрович так же оправдывает коллаборантов из дивизии СС «Галичина».
Более того, образ всеобщей ненависти к коммунизму, который пытаются сформировать сегодня в Прибалтике, не соответствует реальному положению дел накануне вхождения республик в состав СССР. В то время как местные власти действительно ориентировались на Берлин, большая часть населения, наоборот, поддерживала Москву. Когда же Литва, Латвия и Эстония стали советскими, многие руководители мигом «перекрасились».
Соответственно, для управленцев, сделавших карьеру в органах советской власти, в новых условиях не составило труда снова «переобуться» и превратиться в ярых антисоветчиков и русофобов.
Это типичная история для стран Восточной Европы, оказавшихся после 1991 года под влиянием США. Но, как правило, данные, изложенные в биографиях их руководителей, вовсе не соответствуют созданному имиджу «жертв режима», а свидетельствуют о них как о банальных приспособленцах.
«Смешно наблюдать, как эстонцы, вполне успешно делавшие карьеру при советской власти, а также их дети теперь наперебой рассказывают о своей ненависти к коммунистам. (…) Настоящие диссиденты в те времена в лучшем случае работали кочегарами, а в худшем — сидели в тюрьме. И их было гораздо меньше, чем тех приспособленцев, кто сегодня хвастается своими несуществующими подвигами в борьбе за свободу и независимость», — отмечал главный редактор сайта Stolitsa.ee Александр Чаплыгин, комментируя заявление премьер-министра Эстонии Кайи Каллас о том, что она с детства мечтала о победе над коммунизмом.
В наши дни правящие элиты Прибалтики, кадровую основу которых составили советские «перевертыши», силятся показать свои самостоятельность и независимость. Но вся проводимая ими внешняя и внутренняя политика заключается лишь в выслуживании перед заокеанскими покровителями, а также ведет к ухудшению уровня жизни местного населения и росту проблем с теми странами, сотрудничество с которыми могло бы позитивно сказаться на экономике.
Фактически Вашингтон использует их в качестве «отряда политических самоубийц» против своих конкурентов в лице РФ и КНР. А учитывая нарастание противоречий между США с Китаем, в Прибалтике не упускают возможность «козырнуть» антикоммунистической риторикой.
И в этом нет ничего удивительного, так как, не имея политической субъектности, местные власти вынуждены поддерживать политику своего сюзерена, чтобы сохранить имеющиеся привилегии.
Неспособность к проведению самостоятельной политики обусловлена тем фактом, что с помощью компромата на «перевертышей», нацистских пособников и их потомков США держат руководителей Литвы, Латвии и Эстонии под полным контролем, заставляя их принимать невыгодные собственным странам решения и подталкивая к военному конфликту с Россией.
По словам председателя постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Андрея Савиных, практически все представители прибалтийского истеблишмента «импортированы из тех же Соединенных Штатов Америки и работают на своего хозяина. Они выполняют задачи, которые ставит перед ними государственная система США и Великобритании. Они не заботятся о собственном народе».
«Проблема в том, что элита, которая сейчас правит этими странами, не связывает свое будущее с жизнью ни в Литве, ни в Латвии, ни в Эстонии. Их дети учатся в США, и они продолжат там жить. Они просто-напросто уедут, когда операция ликвидации европейской государственности будет закончена», — констатировал политик.
Что же станет с Прибалтикой, учитывая внешнеполитический контекст проведения российской спецоперации на Украине, — большой вопрос.
Накачивание Литвы, Латвии и Эстонии американским оружием говорит о том, что Вашингтон рассматривает возможность расширения боевых действий для дальнейшей дестабилизации и обрушения конкурентов в лице России и Евросоюза. Что останется от Прибалтийских республик и их народов, американцев волнует в последнюю очередь.