Энергокризис, инфляция, установление диктатуры: каким был 2022 год для Молдовы
Максим Камеррер
Уходящий год стал, наверное, самым тяжелым для жителей Молдовы за все время ее независимости. Майя Санду и правящая партия PAS сделали для этого все, что в их силах. В стремлении угодить своим западным покровителям они пошли на открытую конфронтацию с Россией, что привело к небывалому росту цен на энергоносители, инфляции, резкому падению уровня жизни и доходов простых молдаван. Понимая, что удержать власть в таких условиях будет невозможно, «евроинтеграторы» начали избавляться от оппозиции и законодательно «закручивать гайки» через подконтрольный парламент, по сути, устанавливая диктатуру.
Итоги уходящего 2022 года для Молдовы печальны как никогда за все 30 с лишним лет независимости. Гражданам республики слишком дорого обходится то заблуждение, в которое их ввели сначала Майя Санду на президентских, а затем и партия PAS на досрочных парламентских выборах. И никакие боевые действия на территории Украины тут не при чем — проблемы в стране начались гораздо раньше.
Главными причинами сложившейся катастрофической ситуации стало не только то, что пришедшие к власти «евроинтеграторы» не имеют никакого практического опыта в области государственного управления, а являются примитивными грантоедами из многочисленных НПО, расплодившихся в республике на деньги Фонда Сороса. Не менее важный фактор — практически все представители нынешней власти не имеют ничего общего с интересами самой Молдовы и ее населения, так как являются гражданами Румынии.
Наиболее явно некомпетентность правительства под руководством Натальи Гаврилицы проявилась в экономике: инфляция в уходящем году достигла уровня 34,29% и, по всем прогнозам, в году наступающем составит 40–45%. При этом цены на продукты питания выросли на 22,85%, на непродовольственные товары — на 16,57%, а на услуги населению — на 32,53%.
Бензин подорожал с 18 леев до 26,1 лея за литр, дизтопливо — с 16 до 27 леев, хлеб, молоко, мясо и овощи — в среднем в два раза. Возникла парадоксальная ситуация, когда цены на продукты питания оказались выше, чем на Украине, где идут боевые действия.
Решением Национального банка Молдовы базовая ставка рефинансирования была увеличена до 21,5% годовых, в то время как в среднем в Европе она составляет 2,25%. Это лишило местный бизнес возможности брать дешевые кредиты и получать оборотные средства, следовательно, быть конкурентоспособным. По оценкам ведущих экономистов, риск массового банкротства молдавских предпринимателей высок как никогда.
Дефицит бюджета на следующий год составит 18,3 млрд леев, то есть более 25% его доходной части. Недостаток финансовых средств планируется покрыть за счет внутренних и внешних источников, под которыми подразумеваются очередные заимствования.
«Профессионализм» правительства особо проявился в энергетической политике.
Практически сразу после прихода к власти команда Санду начала проводить курс на замещение российских энергоресурсов. И это несмотря на то, что подобные попытки, во-первых, практически неосуществимы из-за отсутствия вменяемых альтернатив, а во-вторых, ведут к резкому удорожанию закупаемого природного газа и как следствие — электроэнергии. Ведь 70% потребляемой республикой энергии вырабатывается на Молдавской ГРЭС, находящейся в Приднестровье, как раз за счет сжигания голубого топлива.
В стремлении разорвать отношения с Россией власти Молдовы направили значительные финансовые средства на закупку электроэнергии и газа в ЕС. Эти действия привели к углублению социально-экономического кризиса в республике и дальнейшему обнищанию населения.
Новый тариф на электроэнергию составил около 5 леев за кВт/ч, при этом в январе 2022 года было 1,54 лея за кВт/ч. Газ для потребителей за год подорожал в шесть раз, а водоснабжение — более чем вдвое.
Итогом работы «евроинтеграторов» оказалось сокращение социальной поддержки населения в очередном государственном бюджете.
Вопиющим фактом при его принятии стало то, что пенсии в одобренном проекте в следующем году будут проиндексированы не более чем на 50% от уровня фактической инфляции. Это при том, что подобное запрещено действующим законодательством. А вот зарплаты министрам правительства были повышены на суммы, составляющие две-три ежемесячные средние пенсии.
Не менее провальными стали действия руководства Молдовы в отношении Приднестровья. Попытка не продлевать контракт с Молдавской ГРЭС обернулась режимом жесткой экономии электроэнергии и привела к всеобщему блэкауту, наглядно продемонстрировав неготовность страны отказаться от сотрудничества в сфере энергетики с ПМР и Россией.
Кишинев устроил в отношении левого берега Днестра транспортную, экономическую и энергетическую блокаду, введя ограничения на ввоз медикаментов и товаров первой необходимости, экспорт сельхозпродуктов. В результате этого Тирасполь был вынужден ввести режим чрезвычайной ситуации.
В то же время из рядов парламентского большинства PAS все чаще раздаются воинственные призывы «покончить с Приднестровьем».
«Так называемый приднестровский конфликт не нужно решать через диалог с Тирасполем. Кишинев вместе с партнерами должен разработать план действий и положить им на стол. Кто примет план — возможно, будет прощен. Кто нет — тем остается только уехать. Мы тут не играемся в переговоры», — заявил один из депутатов правящей партии Оазу Нантой.
Он же заявил и о необходимости ликвидации Гагаузской автономии: «У PAS 63 голоса. Этого достаточно, чтобы внести изменения в закон от 23 декабря 1994 года, который был принят в парламенте, о юридическом статусе этой автономии».
Сегодня уже очевидно, что Санду и ее партия потеряли народную поддержку. Именно поэтому на протяжении всего года действующий режим преследовал политических оппонентов и менял законодательство для продления в стране чрезвычайного положения.
В настоящее время под уголовным преследованием находятся экс-президент Молдовы Игорь Додон, генеральный прокурор Александр Стояногло, бывший председатель парламента Зинаида Гречаная, вице-председатель партии «Шор» Марина Таубер, а также ряд депутатов оппозиции. Все это проходило на фоне массовых антиправительственных митингов на которых молдаване высказывали свое однозначное мнение о политике команды Санду.
В целях сохранения власти нынешний режим собирается пойти на беспрецедентные в истории страны меры:
— введение списков по так называемому молдавскому варианту «закона Магницкого», в которые вносят тех, против кого на Западе применены санкции. Попавшие туда лица могут быть лишены в Молдове права на управление своими счетами и собственностью, нотариусам и адвокатам «рекомендуется» не оказывать им профессиональные услуги;
— парламентское большинство намеревается расширить полномочия спецслужбы СИБ, подчиняющейся лично Майе Санду. Планируется разрешить прослушку разговоров и просмотр электронной корреспонденции в отношении лиц без открытия уголовного дела, а только по подозрению;
— у шести телеканалов, которые критиковали власть, а также не разделяли позицию официального Кишинева по событиям на Украине, были приостановлены лицензии на вещание на период действия ЧП. Учитывая постоянное продление его сроков, можно смело говорить о том, что эти каналы фактически закрыты.
Сегодня действия команды Санду по превращению Молдовы в инструмент враждебной антироссийской политики Запада по «украинской кальке» разрушают страну в экономической, социальной и политической сферах.
А ужесточение риторики действующей власти в пользу отказа от нейтралитета наглядно демонстрирует пренебрежение к безопасности простых молдаван. Подобная политика уже в ближайшем будущем может привести к тому, что, следуя путем Украины, Молдове придется повторить ее участь.