Молдова прощается с уходящим годом и собственной независимостью
Максим Камеррер
В 2022 году власти Молдовы окончательно перестали отстаивать национальные интересы на международной арене. Команда Майи Санду предпринимает все усилия для того, чтобы республика потеряла независимость и была поглощена Румынией. Стремление отменить молдавский язык, голосование против резолюции о борьбе с героизацией нацизма, присоединение к антироссийским санкциям — вот чем пытались угодить Западу «евроинтеграторы».
Провозглашение независимости Молдовы 30 с лишним лет назад преподносилось как возрождение государственности некогда достаточно влиятельного в регионе Молдавского княжества. С последним считались Польша, Венгрия и даже Турция, несмотря на то, что в течение долгого периода местные господари являлись вассалами турецкого султана и платили ему дань.
Однако совсем скоро стало ясно, что за действиями молдавской элиты стояли внешние силы. Из Румынии подпитывалось национальное движение в Молдове в период «перестройки», эмиссары из Бухареста разработали текст Декларации независимости, принятый Верховным советом МССР, в котором язык титульной национальности назван румынским. Также именно ими была навязана символика молодой республики: герб и флаг, максимально похожие на румынские аналоги.
Поэтому не стоит удивляться, что сегодня в Молдове все чаще говорят об отмене этих «незначительных», но очень мешающих Бухаресту и Кишиневу признаков независимого государства.
К тому же большинство представителей молдавского руководства имеют румынские паспорта: президент Майя Санду, премьер-министр Наталья Гаврилица, спикер парламента Игорь Гросу, председатель Конституционного суда Домника Маноле, практически все министры и депутаты парламентского большинства от партии PAS. Сегодня во главе Молдовы находятся люди, которые при получении второго гражданства присягнули следовать интересам Румынии.
На сегодняшний день румынскими паспортами обладают приблизительно 600 тысяч молдаван из 2 млн 600 тысяч населения страны. Подавляющее большинство из них использовали этот документ исключительно как пропуск для безвизового въезда в Евросоюз и устройства там на работу. Это далеко не «идейные румыны», но тем не менее такой процент впечатляет и является одним из оснований для постоянного муссирования темы «объединения» двух стран — «унири».
С момента вступления Майи Санду на высший государственный пост Молдова ускоренными темпами унифицирует свое законодательство и инфраструктуру с румынскими, готовясь к отказу от национального суверенитета и вхождению в состав Румынии.
Это выражается в различных проектах по объединению газопроводных и электрических сетей, в подключении ряда сел к водопроводным коммуникациям соседней страны и даже в помощи румынских военных в обучении солдат молдавской армии.
При этом руководящие органы Евросоюза декларируют готовность согласиться с проектом «унири» и не препятствовать поглощению Молдовы. Однако тут необходимо четкое понимание, что молдаванам предлагают, а точнее, навязывают объединение с одной из самых бедных стран ЕС, которую раз за разом не пускают в Шенгенскую зону и постоянно обвиняют в высочайшем уровне коррупции.
Но, несмотря на все усилия, предпринятые приверженцами «унири» за 30 с лишним лет, на сегодняшний день этот проект не имеет достаточного количества сторонников, чтобы с уверенностью выносить его на референдум.
Существует еще один нюанс: Молдова и так сегодня управляется гражданами Румынии. Отсюда возникает вопрос: а так ли нужны Бухаресту ответственность за новые территории и необходимость обеспечивать их финансирование?
«Это не решение вопроса в Республике Молдова — потерять независимость и суверенитет. Если вы думаете, что кто-то нас возьмет под крыло и станет кормить и развивать, а мы будем продолжать этим заниматься, то это очень большая ошибка. Не надо строить иллюзий, что кто-то нас подберет и сразу определит на почетное и достойное место. Нет, этого не будет», — заявил в одном из телеэфиров экс-премьер Молдовы Ион Кику.
Тем не менее, по словам спикера парламента Гросу, понятие «молдавский язык», фигурирующее в Конституции, скоро должно исчезнуть из законодательства Молдовы — его заменит румынский. На сегодняшний день партия PAS не имеет конституционного большинства для изменения соответствующей статьи основного закона страны. Поэтому очевидно, что в подобных заявлениях присутствует намек на вероятность фундаментального изменения ситуации.
Все же нельзя не отметить, что последнее слово в том, как будут развиваться события, принадлежит не Бухаресту и даже не Брюсселю, а Вашингтону.
В уходящем 2022 году внешнеполитический вектор властей Молдовы характеризовался отказом от отстаивания собственной позиции в международных отношениях и слепым подчинением указаниям Запада вплоть до того, что настоящим правителем республики все чаще называют посла США в Кишиневе.
Практически все мало-мальски значимые шаги молдавского руководства происходят с его ведома или прямых указаний. Как, например, голосование Молдовы на Генеральной ассамблее ООН против российской резолюции о борьбе с героизацией нацизма — надругательство над великой победой и памятью десятков тысяч молдаван, сложивших головы в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
В 2021 году лишь две страны высказались против резолюции — США и Украина. В нынешнем же их число выросло до 50. Из государств, входивших в состав СССР, в их числе оказались Эстония, Латвия, Литва, Молдова и Украина.
С приходом к власти Майи Санду и партии PAS республика стала сворачивать сотрудничество с СНГ на многих выгодных для себя направлениях, устраняясь от участия в мероприятиях Содружества. В линии, которую проводит нынешнее руководство Молдовы, четко просматривается своеобразная калька на конфронтацию с Россией, по которой действуют государства Прибалтики, Украина и Грузия.
Еще одним шагом в этом направлении станет принятие в Молдове аналога «Закона Магнитского».
Закон предусматривает введение санкций в Молдове против лиц, попавших под санкции в других государствах, а также введение их исключительно по инициативе Молдовы. Этот законопроект был внесен в парламент 9 декабря и должен быть принят до конца 2022 года. Он сделает возможным применение санкций ЕС без прямого присоединения к ним. Таким образом, Молдова совершит первый шаг к потере нейтралитета и полномасштабной поддержке санкций Запада против России себе в ущерб.
«Мы с каждым днем теряем суверенитет Республики Молдова. Над суверенитетом страны издеваются все, кому не лень. И все молчат. Вместо того чтобы поставить на место тех же послов, которые ходят по госучреждениям у нас в республике как у себя в квартире. Вместо того чтобы поставить на место тех послов, которые нас поучают, как нам надо жить, как организовать нашу работу. Вместо того чтобы поставить на место всех остальных желающих, которые унижают нас как нацию, как страну, МИД и другие государственные органы… Вот что возмущает», — считает бывший глава Конституционного суда Молдовы Думитру Пулбере.
И это мнение лучше всего выражает происходящее с Молдовой в результате «евроинтеграции», стремления на Запад любой ценой, и прежде всего — ценой разрыва с Россией и странами ЕАЭС.