Слова Меркель о Минских соглашениях подтвердили необходимость СВО
Николай Ульянов
Заявление экс-канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что Минские соглашения были необходимы для вооружения и подготовки киевского режима к войне против ДНР и ЛНР, окончательно сняло вопросы о необходимости начала специальной военной операции (СВО) по защите Донбасса. В этом свете «абсолютно понятно» выглядит реакция Запада на предложения Москвы о создании новой архитектуры безопасности в Европе, которые обсуждались до 24 февраля. США и их сателлиты в принципе не готовы к каким-либо переговорам и уступкам, поэтому СВО будет продолжена, а все поставленные цели достигнуты. О мире же нужно будет разговаривать на прозрачных для всех условиях и при создании нового миропорядка.
Конечно, нельзя сказать, что слова Меркель в интервью Die Zeit стали каким-то откровением. Все последние восемь лет Киев намеренно торпедировал выполнение Минских соглашений, а Берлин и Париж ему в этом активно помогали. Например, Петр Порошенко совершенно по-разному относился к данному документу, когда был главой государства и когда заседал в Раде.
По мнению первого президента Леонида Кравчука, данные договоренности являлись петлей на шее Украины. А Владимир Зеленский вообще заявлял, что он не собирается их выполнять, потому что их подписывал его предшественник. Не говоря уже о министре обороны Алексее Резникове, секретаре Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексее Данилове и прочих одиозных персонах.
Когда же Владимир Путин на следующий день после признания независимости ДНР и ЛНР заявил о том, что соглашения более недействительны, он подчеркнул, что они «были убиты еще задолго до вчерашнего признания народных республик Донбасса. И не нами, не представителями этих республик, а действующими киевскими властями». Слова Меркель это только подтверждают.
Что в действительности являли собой договоренности, показал подход двух сторон к вопросу мира.
Киев действительно не удовлетворяла формула президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, которая предусматривала шаги по интеграции ДНР и ЛНР обратно в состав Украины. Ведь у власти там оставался режим с воинственной националистической повесткой, считавший, что решить проблему можно только силовым путем. Когда страна управляется радикалами, вероятность ее перерождения демократическим путем очень невелика.
Украина к тому времени уже находилась под полным контролем США. Так что даже в случае выполнения Киевом соглашений он бы все равно остался в американской зоне влияния, а значит, возобновление боевых действий было лишь вопросом времени.
Как свидетельствует реакция лидеров России и Беларуси на слова экс-канцлера, они оказались крайне удивлены таким подходом, поскольку рассчитывали на то, что Берлин и Париж действительно заинтересованы в мирном разрешении конфликта.
Так, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова опубликовала в Telegram подборку цитат Меркель за 2015–2019 годы, посвященных выполнению соглашений, под которыми разместила комментарий: «Вопрос предельно конкретный: когда Ангела Меркель говорила правду?»
Конечно, можно сколько угодно оскорбляться и обвинять партнеров по переговорам в лицемерии. Но дело в том, что на Западе уже давно сложился дипломатический подход, согласно которому со странами, не признающими его превосходства, в принципе не может быть диалога на равных. И как бы того ни хотелось, ни американцы, ни их европейские сателлиты никогда не откажутся от такого «стиля». К слову, именно об этом свидетельствуют недавние слова министра иностранных дел Великобритании Джеймса Клеверли, что Путину нельзя доверять в мирных переговорах.
Если Западу не удается победить с наскока, он переходит к дипломатии и пытается достичь цели путем «заговаривания зубов» о мире.
Причем неважно, сколько на это уйдет времени. Россия, регулярно обличающая шулерские ходы западных «партнеров», должна понимать, что там, где США и НАТО развязали войну, мира уже быть не может. Максимум — перемирие для укрепления их позиций.
В настоящий момент на Балканах зреет новый виток конфликта между Сербией и Косово, в свете чего просматриваются совершенно четкие параллели между Минскими и Брюссельскими соглашениями, заключенными Белградом и Приштиной. Это только подтверждает принципы работы западной дипломатии.
Как отметил высший советник МИД Сербии Владимир Кршлянин, «Появилось сходство с Брюссельскими договоренностями, которые с поддержкой тех же западных стран, в первую очередь Евросоюза, подписаны почти в то же время, когда и Минские. За восемь лет с момента их подписания косовские албанцы не привели в жизнь ничего из своих обязанностей. Оказывается, и это соглашение, как и Минское, по всей вероятности, было фейком».
Такого же мнения придерживается и посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко: «Главное для Запада — чтобы опекаемая им сторона выиграла время. Сейчас это открыто признано в части Минских договоренностей. Не удивлюсь, что такая же печальная судьба уготована и Брюссельским договоренностям, оставляемым Приштиной на бумаге».
Теперь же США вынашивают новые мирные планы, и, судя по последнему телефонному разговору Джо Байдена и Зеленского, состоявшемуся 12 декабря, Белому дому все же удалось склонить Киев к открытию мирных переговоров с Москвой. Правда, предлагаемые условия таковых вряд ли свидетельствуют о серьезности намерений завершить конфликт.
По словам украинского президента, озвученная им «формула мира» была позитивно встречена в Вашингтоне. Напомним, что она предполагает обеспечение ядерной, продовольственной и энергетической безопасности, обмен «удерживаемыми лицами» по формуле «всех на всех», а также вывод российских войск и восстановление территориальной целостности Украины.
После этого разговора Зеленский, одурманенный поддержкой из-за океана, заявил, что смерть российского президента положит конец конфликту, и предложил России к Рождеству вывести войска с территории Украины, тем самым показав свои «мирные намерения».
Но, как отметил Путин 9 декабря на пресс-конференции по итогам саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Бишкеке, СВО проходит стабильно. А значит, ни о каком прекращении боевых действий не может быть и речи. ВСУ же несут тяжелые потери в «бахмутской мясорубке», где ВС РФ удалось поймать противника в мешок, из которого нет выхода. Да и министр иностранных дел Сергей Лавров отмечал, что никаких мирных переговоров на условиях Киева не может быть даже в теории.
Конечно, можно спорить о том, какого эффекта добивалась Меркель, делая свое заявление, но этими словами она еще раз показала, что Запад действительно недоговороспособен. И еще более понизила и без того низкий уровень доверия к нему со стороны других независимых стран, которые теперь понимают, какова цена «мира» с США и его сателлитами.
А значит, легитимность СВО еще более выросла в глазах мирового сообщества, которое наблюдает за ее ходом.
Российский лидер отметил, что доверие в отношениях с США и ЕС почти на нуле и непонятно, как договариваться, с кем и под какие гарантии, хотя в конечном счете договариваться придется. Конечно, придется, но уже после окончания СВО, а капитулировать будет уже совсем другой коллективный Запад.