Завершающийся 2022 год открыл новую главу в истории Союзного государства, развитие которого, можно сказать, получило второе дыхание. Начало специальной военной операции на Украине наглядно продемонстрировало, что Россия и Беларусь теперь находятся в одной геополитической лодке и вынуждены противостоять общим угрозам и вызовам. В этих условиях расширение взаимодействия между странами становится первоочередной задачей. Более того, в перспективе российско-белорусский опыт интеграции может стать универсальной моделью, которая будет использована в иных региональных организациях как на пространстве ближнего зарубежья, так и в рамках «Большой Евразии».
Союзное государство должно было стать наиболее продвинутым интеграционным объединением на постсоветском пространстве, с наднациональными органами и высокой степенью унификации политического, экономического и правового пространства двух стран. Но далеко не все, что предусматривалось Договором о его создании в 1999 году, было реализовано на практике.
Тем не менее даже в своем нынешнем усеченном виде Союзное государство демонстрирует высокий уровень межгосударственного взаимодействия. Удалось снять большую часть пограничных и таможенных барьеров, обеспечить равные права граждан, развивается сотрудничество в сфере науки и образования.
Более восьми тысяч белорусских и российских предприятий, на которых занято около шести миллионов человек, связаны между собой поставками продукции. Двусторонний товарооборот между двумя странами в 2022 году ожидается на уровне 50 млрд долларов США. Это больше, чем было с Украиной до 2014 года (порядка 40 млрд).
Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для ее товаров.
На долю РФ приходится 49% объема внешней торговли республики, при этом белорусский экспорт в Россию вырос в первом полугодии 2022 года на 23,1%, составив 9,09 млрд долларов. По данным Минска, только за первые шесть месяцев этого года товарооборот двух стран превысил 20 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 12,2%.
В составе Союзного государства нашим странам легче противостоять санкционным вызовам со стороны Запада. Совместные инициативы позволят уже в ближайшей перспективе заместить весь критически значимый импорт. На 12 проектов импортозамещения в машиностроении, электронике, аграрном секторе Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 млрд рублей (эквивалентно 1,7 млрд долларов).
Подписанные год назад 28 союзных программ должны будут еще больше повысить степень интеграционного взаимодействия между странами.
Их реализация должна привести к полной унификации экономического законодательства и денежно-кредитной политики, консолидации платежных систем, созданию единых рынков нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Москва и Минск перейдут к единой промышленной и аграрной политике со взаимным доступом к госзакупкам и госзаказу.
Таким образом, уровень взаимодействия между Россией и Беларусью значительно выше, чем между государствами в рамках ЕАЭС. Во многом это обеспечивается тем, что Союзное государство несет в себе не только экономическую, но и политическую составляющую. И хотя в этой сфере интеграция продвигается медленнее и тяжелее, очевидно, что именно политический союз Москвы и Минска обеспечивает быстрое и эффективное принятие решений и в области социально-экономического взаимодействия.
В этом отношении Союзное государство идет на несколько шагов впереди ЕАЭС, сотрудничество внутри которого реализуется исключительно в виде концепции «только экономика, никакой политики».
Однако абсолютно понятно, что экономическая интеграция невозможна без политического «клея». Тот же Европейский союз, хоть и строился изначально как формально сугубо экономическое объединение, всегда нес в своей основе идею ценностной общности европейских стран.
События 2022 года продемонстрировали не только отсутствие политическое единства в рамках ЕАЭС, но и то, что большинство его участников поспешили дистанцироваться от России. На этом фоне кооперация России и Беларуси предстает в намного более выгодном свете, оставаясь ядром евразийской интеграции.
Успех кооперационной модели Союзного государства может создать нужный демонстрационный эффект, который позволит переломить негативные тенденции в рамках более масштабных объединений.
Определенные положительные подвижки уже происходят. Взаиморасчеты между Россией и Беларусью переведены на рубли обоих государств. Аналогичные процессы идут и в рамках ЕАЭС, где доля платежей в национальных валютах стран-участниц в 2022 году приближается к 80%.
Также рассматривается возможность создания общей с Шанхайской организацией сотрудничества единой расчетной денежной единицы в целях полного отказа от тех валют, которые утратили надежность, поскольку служат инструментом недобросовестной конкуренции и санкционного давления на «неугодных».
Одной из особенностей объединения в рамках Союзного государства стало прямое взаимодействие белорусских регионов с российскими, которое можно также рассматривать как перспективную интеграционную модель. Между областями Беларуси и России заключено около 450 двусторонних договоров о сотрудничестве.
Очевидно, подобную модель горизонтальных межрегиональных связей можно было бы применить и в рамках ЕАЭС. В частности, она могла бы успешно работать между Россией и Казахстаном, имеющие самую протяженную на постсоветском пространстве общую сухопутную границу. Такой принцип кооперации успешно применяют и в ЕС, в частности, в рамках трансграничных еврорегионов. Ведь это способствует большей устойчивости интеграционных объединений и более надежно сцепляет государства-участники между собой.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН