Русофобский пир во время чумы: Прибалтика поддерживает российскую оппозицию
Андрей Локтионов
В странах Прибалтики углубляется социально-экономический кризис, вызванный санкциями против России. В Литве, Латвии и Эстонии закрываются производства и сокращается сфера услуг из-за рекордной инфляции и перехода населения в режим тотальной экономии, в том числе — экономии на отоплении, питании, лечении и других товарах и услугах первой необходимости. Происходят сокращения на предприятиях, ускорились темпы эмиграции безработных. И вот в таких условиях власти прибалтийских республик продолжают усиленно накачивать ресурсами российскую радикальную оппозицию.
Очередная «антивоенная» (между прочим, уже третья по счету) конференция, собранная несистемной российской оппозицией в Вильнюсе, особого внимания к себе не привлекла. Средства массовой информации прошедший форум освещали скупо. И вовсе не потому, что на эту тему был наложен запрет. Просто все, что будет происходить на этой «говорильне», можно было с легкостью предсказать заранее. Собственно, так и произошло.
Вполне исчерпывающее представление о том, чем занимались участники вильнюсской «тусовки», можно получить, ознакомившись со списком мероприятий и обсуждаемых тем.
Взять, например, «открытое заседание рабочей группы Форума свободной России по санкционному списку "Список Путина"». Во-первых, налицо явный плагиат хотя бы с давнего «Списка Магницкого» — что по названию, что по содержанию. Во-вторых, кого нынче в России можно всерьез удивить или запугать западными санкциями? «Это все несерьезно», как говорила Маргарита Павловна Хоботова из кинофильма «Покровские ворота».
Продолжаем. «Круглый стол представителей антивоенных инициатив россиян в Европе». Господа оппозиционеры, вы это взаправду? Если говорить о зрелищных мероприятиях, то даже не пытайтесь угнаться в этом отношении за украинскими «бешенцами», под завязку загадившими континент своими инициативами вроде митингов в окровавленных трусах.
Если же подразумевается нечто более масштабное в плане желаемых последствий, то и тут псевдодипломаты, министры и прочие представители киевского режима сто очков вперед дадут любому отечественному «диссиденту».
Дальше шла глубокомысленная дискуссия «По законам военного времени: что делать оппозиции в новых условиях». Вновь обратимся к киноклассике: «Что делать, что делать?! Сухари сушить!» У одного из спикеров — бывшего депутата Дмитрия Гудкова — опыт фигуранта по уголовным делам имеется, хотя пока что довольно скромный.
Тема еще одного обсуждения вообще в комментариях не нуждается: «Русская вина». Характерен список участников: Марата Гельмана* с Гарри Каспаровым* разбавили (все-таки название обязывает) Виктором Ерофеевым, автором широко известного в узких кругах романа «Русская красавица».
На второй день «несистемщики» сменили локацию: из четырехзвездного отеля Artis Centrum перебрались в бизнес-центр Pirklių klubas, что по-русски означает «Купеческий клуб». Очень, знаете ли, подходящее место для тех, кто привык торговать Родиной.
Особую прелесть очередной дискуссии «Варваризация России. На пороге нового средневековья» придавало то обстоятельство, что модератором выступал Даниил Константинов, единственный националист, признанный политзаключенным небезызвестным центром «Мемориал» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru). На самом же деле это обычный амнистированный уголовник.
Другое обсуждение — «Последняя война Российской империи: политические и социально-экономические последствия российской военной агрессии» модерировал журналист Евгений Киселев*. Изрядно уже подзабытому у нас в стране ведущему аккомпанировали другие «сбитые летчики»: Леонид Гозман*, Альфред Кох, Леонид Невзлин. В итоге предсказуемо сошлись на том, что тенденции к распаду России искусственно сдерживаются страхом. Мол, как только произойдет военное поражение, процесс распада войдет в активную фазу.
Можно было бы продолжить, но дальше темы были еще более скучными, а имена — все менее известными. К тому же не оставляет ощущение, что все это уже было, причем совсем недавно.
Оппозиционеры явно исчерпали запас креатива и, словно в горячечном бреду, крутят одну и ту же пластинку с опостылевшими всем и вся идеологическими мантрами и политическими заклинаниями. «Жалкое зрелище! Душераздирающее зрелище! Кошмар!», как сказал бы известный мультперсонаж.
В общем, конференция уныло двигалась к своей цели, которую еще на открытии определил Каспаров, заявивший, что необходимо не только обсудить волнующие оппозицию проблемы, но и выработать практические решения, которых якобы с нетерпением ждут европейские политики. Те же с плохо скрываемой брезгливостью издали смотрели на все это «действо» и явно раздумывали, стоит ли продолжать финансирование подобных «шабашей» в прежнем объеме. Ведь денег теперь не хватает даже на помощь Украине, повисшей тяжеленным хомутом на шее ЕС.
Наверняка предчувствуя, что паек им скоро урежут, оппозиционеры привычно начали борьбу каждый за свой кусок бюджетного пирога. Видимым проявлением подковерного соперничества можно считать короткую потасовку между Гозманом и Каспаровым. Вроде как первый назвал второго… хм… ну, скажем так, неотесанным. Но это, понятно, всего лишь эмоции: первопричина, как обычно, совсем в другом.
Лишнее подтверждение намечающейся опасной для российских «несистемщиков» тенденции: не успела конференция закончиться, как прозвучал первый тревожный звоночек для всех ее бывших, настоящих и будущих участников. В Латвии запретили вещание оппозиционного телеканала «Дождь»*, а позже то же самое сделали в Литве и Эстонии.
Судя по первой, откровенно растерянной и зачастую даже истеричной реакции, такого удара адепты либеральной демократии не ожидали. Однако нужно отдать им должное: спустя некоторое время они смогли выйти из, как выражаются в боксе, состояния «грогги» и, скрепя сердце, принялись лепетать что-то верноподданическое. Так, все тот же Гозман предпочел не комментировать решение латвийских властей: «Поскольку это суверенное государство, которое в свое время мы захватили, оккупировали, держали в неволе и так далее». То есть даже в такой сложной ситуации попытался свести все к «проклятому советскому наследию». Как бы то ни было, по его мнению, в Латвии «принимают те решения, которые считают нужным принимать».
А прозвучавший на одной из последующих дискуссий в интернете общий, пожалуй, вывод обескураженных и трусливых политэмигрантов сводился примерно к следующему: «Нужно не заниматься воспитанием Латвии, равно как Литвы и Эстонии, а заниматься работой над собственными ошибками».
Вообще-то, золотые слова. Вот только интерпретированы оппозицией они будут, как всегда, превратно.
* — признаны в РФ иноагентами