Кумовство и коррупция: почему экономика Молдовы находится на краю пропасти
Максим Камеррер
Экономика Молдовы переживает глубочайший кризис за все время независимости республики. Под «чутким» руководством Майи Санду и партии PAS в стране наблюдаются самая высокая в Европе инфляция, постоянный рост цен на продукты питания, топливо и коммуналку. Но вместо того чтобы искать пути выхода из сложившейся ситуации, «евроинтеграторы» по большей части заняты политическими играми. Более того, недавно выяснилось, при помощи чего или кого представители местной «элиты» получили свои высокооплачиваемые должности и сколько на этом зарабатывают.
Та катастрофическая ситуация, в которой оказалась Молдова всего лишь через полтора года после прихода во власть проевропейской партии PAS, наглядно продемонстрировала полную некомпетентность людей, сегодня управляющих страной. Также вскрылась их полная неспособность выполнять те функции, за которые они получают свои высокие (и не только по молдавским меркам) зарплаты.
Однако оказалось, что все эти бывшие НПОшники не только безграмотные управленцы, которые вследствие своей деятельности в кратчайший срок довели страну «до ручки», но и лживые, циничные преступники. Под прикрытием красивых заявлений о стремлении в Евросоюз и верности европейским ценностям они допускают грубейшие нарушения закона, за которые в том самом ЕС полагаются весьма внушительные сроки заключения.
Все эти факты всплыли в ходе публикации переписки целого ряда высших чиновников Молдовы в мессенджере Телеграм, опубликованной каналом «Мамалыга и Токана». Среди них оказались и.о. генерального прокурора, министры юстиции, МВД и экономики, секретарь Высшего совета безопасности, неформальный советник президента и сама Майя Санду. Для этих публикаций был создан сайт, в кратчайшие сроки ставший одним из самых посещаемых в стране.
Самые интересные эпизоды демонстрируют вопиющую коррупцию и кумовство, которые царят сегодня в молдавских коридорах власти.
Очень показательной стала информация об исполняющем обязанности генерального прокурора Ионе Мунтяну. Еще в 2015 он обзавелся трехкомнатной квартирой в курортном румынском городе Брашов стоимостью 70500 евро плюс несколько тысяч комиссионных сборов. Недвижимость оформили на супругов Брашовски, сватов прокурора. В общем-то, это обычная практика — премьер Наталья Гаврилица тоже живет в особняке, принадлежащем по документам ее родителям.
А вот каким образом на зарплату прокурора приобретена недвижимость — это вопрос! Наверняка не обошлось без родственных связей. Например, Жанна Костаки, являющаяся сестрой Мунтяну и по совместительству Генеральным секретарем МВД Молдовы, наладила успешный бизнес в Узбекистане. Будучи экспертом Международной организации труда Всемирного банка в 2013–2019 годах, она организовала поставки шерсти, бинтов, ваты, марли, нитей и прочего из Узбекистана в Румынию через Молдову.
В общении с узбекской стороной Костаки представляла помогавшего ей в этих схемах брата, который работал тогда в Антикоррупционной прокуратуре, как «коллегу из Румынии». То, что предпринимательство и работа в прокуратуре несовместимы по закону, объяснять, думается, не нужно.
Из переписки действующего министра юстиции Сергея Литвиненко также выяснилось, что на последних президентских выборах голоса за Майю Санду банально покупались в Приднестровье по цене 500 местных рублей (около 25 долларов США).
Человек, с которым общался министр, постоянно держал его в курсе хода голосования и даже прикладывал для отчета фотографии бюллетеней с «нужными» галочками.
Оттуда же стало известно и то, как организуется конкурс в комиссию Pre-Vetting, которая должна проверять на неподкупность будущий состав Высшего совета прокуроров. Тамошние ставленники партии PAS и министр юстиции при обсуждении кандидатуры нового сотрудника из НПО действующего члена комиссии «на честном глазу» отказались замечать конфликт интересов. И это одухотворенных идеями «евроинтеграции» сторонников действующей власти абсолютно не смущает.
Кстати, аналогичным образом был проведен и «конкурс» на место главы Антикоррупционной прокуратуры, который «выиграла» Вероника Драгалин, чьи родители являются крупными спонсорами избирательных кампаний Майи Санду и партии PAS.
После этих публикаций на заседании правительства Литвиненко убеждали уйти в отставку и занять место советника президента по национальной безопасности вместо Дорина Речана, которого западные дипломаты усиленно проталкивают на должность премьера-министра. Но глава Минюста наотрез отказался, опасаясь, что сразу после добровольного ухода останется ни с чем.
Всплыли интересные подробности и о «деятельности» еще одной персоны, такой же одиозной, как и Литвиненко — депутата от партии власти Думитру Алайбе, недавно назначенного на должность министра экономики.
В конце августа, а затем в октябре 2021 года у него состоялась личная встреча с представителями компании Bemol, также бывшей одним из спонсоров PAS в предвыборной кампании. Именно тогда Алайба и его коллега Раду Мариан начали проталкивать закон, по которому стоимость топлива в Молдове устанавливалась ежедневно. Совпадение, не иначе.
Будучи депутатом парламентской комиссии по экономике, Алайба контактировал с представителями финансовой компании Microinvest, основателем которой является Фонд Сороса. После этого началось лоббирование закона о кредитовании и микрокредитах. «Я на другом фронте жду от них кое-что», — пояснил депутат ту встречу.
Однако наиболее интересные разоблачения оказались в опубликованных переписках Вадима Пистринчука, экс-депутата от Либерально-демократической партии, в которой начинала свою политическую карьеру Майя Санду. Он был одним из приближенных Влада Филата, «крестного отца» действующего президента в политике, а сейчас является неформальным советником главы государства.
Например, член партии PAS, председатель парламентской комиссии по социальным проблемам Дан Перчун попросил Пистринчука изыскать «финансовую поддержку» для потенциального Генерального секретаря Министерства социальной защиты, так как зарплата чиновника ее не привлекает. На что тот ответил: «Подумаем. Но считаю, что можно найти».
В другом случае ассистент Конституционного суда (КС) Василе Опря поинтересовался у советника Санду, какое решение следовало бы принять в отношении запроса Партии социалистов, оспорившей запрет на ношение в Молдове георгиевской ленты. Он указал, что судья склоняется к приостановке закона, ведь в нем определенно «есть проблемы».
«Не думаю, что госпожа это одобрит», — ответил Пистринчук. Уже через два дня было принято решение, полностью удовлетворившее президента. Любопытно и то, что этот ассистент задолжал советнику Санду денег, а потому пообещал и дальше держать его в курсе дел в КС Молдовы.
Такова лишь малая часть опубликованной информации. Кто же стоит за этими «сливами»? В опубликованных опросах лидируют две версии. По мнению большинства респондентов, за этим стоит экс-олигарх Влад Плахотнюк, который не так давно объявил о возможном возвращении в политику и хочет отомстить за то, что был отстранен от власти.
Надо признать, что на фоне нынешних «правителей» в народе даже стали с тоской вспоминать о временах его пребывания на политическом Олимпе — тогда хотя бы было больше порядка и жилось гораздо легче.
По другой версии, публикации являются следствием внутренней борьбы группировок в PAS.
Однако каковы бы ни были истинные причины этих разоблачений, они наглядно демонстрируют всю лживую и преступную сущность действующего в Молдове режима. В любой стране Евросоюза подобные «откровения» привели бы к немедленной отставке не только участников переписки, но и всего правительства. Но в Молдове, стране — кандидате в ЕС, это не вызывает никаких последствий для «евроинтеграторов».