Самый рьяный сателлит США: Литва показывает, как «правильно» бороться с Россией и Китаем
Николай Ульянов
В условиях нарастающей конфронтации между коллективным Западом и Китаем с Россией ключевым регионом становится Восточная Европа. Причина проста: Вашингтон намерен использовать имеющийся в его подчинении выводок местных «ручных» режимов для сдерживания Москвы и Пекина. Более того, США заинтересованы в том, чтобы таким образом еще больше ослабить страны Западной Европы, которые в последние годы активно дрейфовали в сторону более тесного сотрудничества с КНР и РФ. Особая роль в этом процессе отведена Литве.
Пожалуй, странно было бы ожидать от стран Прибалтики иного поведения. Как известно, Литва является участником так называемого «Люблинского треугольника», каждый участник которого имеет свою историю отношений как с Москвой, так и с Пекином. Причем если ненависть местных правящих режимов к России давно известна, то с Китаем каждый из них в свое время пытался заигрывать, чтобы привлечь столь желанные инвестиции. Но все без исключения поползновения в этом направлении довольно быстро пропали по одной простой причине: отсутствие политического суверенитета.
Недавнее заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга о необходимости снижать зависимость демократических стран от «авторитарных» режимов лишь в очередной раз подтвердило очевидное. США посредством своих сателлитов практикуют нерыночные методы в борьбе против российских и китайских компаний, будь то сфера атомной энергетики, электроники или энергоносителей.
Но все эти либеральные клише уже давно превратились в объекты для шуток, поскольку «свободная торговля», «свободная конкуренция» и тому подобные идеологемы могли существовать, пока Запад эксплуатировал рабочую силу и дешевые ресурсы из стран второго и третьего мира.
Когда же ситуация изменилась и все больше государств стало проводить независимую политику, не желая более оставаться сырьевым придатком для США и Евросоюза, последним срочно потребовалось «снизить зависимость» от них.
Последствия подобного отгораживания уже видны: сильнейшая за последние десятилетия инфляция, чувствительное для большинства жителей Старого Света удорожание платежей по коммунальным услугам, рост цен на продукты питания, топливо и многое другое — все это отлично иллюстрирует последствия следования ЕС в фарватере политики США.
Если данные процессы наблюдаются в странах более развитой Западной Европы, то для Восточной (превращенной в прифронтовую зону, где невозможно никакое отклонение от курса, провозглашенного Джо Байденом) результаты начавшейся глобальной перестройки экономики оказались еще более незавидными.
Несмотря на это, местным «элитам» предписывается отвлекать собственное население от экономических проблем борьбой со всеми формами «проявления авторитаризма» — с советскими памятниками, русским языком, православной церковью, российской культурой, СМИ.
Особой рвением на фоне остальных восточноевропейских марионеток Вашингтона выделяется Литва, которой помимо прочего доверена «особая задача» — путем создания транспортных и торговых препон устроить блокаду Калининградской области.
Более того, Вильнюс показывает пример другим «демократам», как вести себя в отношении не только Москвы, но и Пекина, с которым отношения испорчены уже давно и надолго.
Китай в рамках реализации концепции Нового шелкового пути предпринимал разные попытки наладить отношения с Литвой, но та повсюду видит угрозу национальной безопасности. Например, по этой причине корпорация Huawei якобы стала киберугрозой посредством смартфонов 5G (позже был выпущен доклад местной службы безопасности, в котором Китай и вовсе напрямую обвинялся в шпионаже). Пекин также был готов вкладывать деньги в строительство глубоководного порта в Клайпеде, но проект «почему-то» сорвался.
И это уже не говоря о выходе Литвы из китайской инициативы «17+1» по сотрудничеству со странами Восточной Европы, который был объяснен попытками Пекина внести внутренний раскол в Евросоюз. Финалом такого «противостояния» стало открытие литовского представительства в Тайбэе.
Тем не менее недавно министр экономики и инноваций балтийской республики Аушрине Армонайте отметила, что рассчитывает на восстановление торговых связей с Китаем.
Причем она отдельно акцентировала внимание на том, что китайские инвестиции крайне важны, хотя КНР и является коммунистической страной.
За счет чего она надеется это сделать, неясно. По ее словам, шаги в данном направлении предпринимаются как Вильнюсом, так и Брюсселем: «Литва и ЕС прилагают к этому усилия, но многое зависит от Китая, ведь это не Литва ввела для себя санкции».
Как видим, даже в такой ситуации литовские власти умудрились ввернуть упрек в сторону Пекина.
То есть КНР должна отменить ранее введенные ею же санкции за нарушение Вильнюсом принципа одного Китая. Но с какой стати он должен это делать? Подобное поведение в манере «нам должен весь мир» свойственно всем проамериканским марионеточным режимам.
При этом ранее глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что разрушение экономических связей с Китаем пошло на пользу: «Мы нашли новых партнеров, укрепили партнерство с США, Австралией, Южной Кореей и другими. Наша экономика на протяжении года стала крепче».
Из подобного рода заявлений следует, что кто-то из министров однозначно лукавит, и сдается, что это не Армонайте. Как укрепление экономики может происходить в условиях прекращения торговли с Китаем — вопрос на миллион долларов.
Все рассказы о выгоде от «сокращения зависимости» от КНР — не более чем пускание пыли в глаза. Такое же, как и мнимое укрепление партнерства с США.
В действительности же Вильнюс своими действиями обслуживает интересы Вашингтона, направленные на сохранение и укрепление его доминирования в Европе в противовес Москве и Пекину.
Ведь выгода от кооперации для КНР и РФ очевидна. Так, в прошлом году в Калининградской области был открыт новый терминально-логистический центр для перевалки грузов в Европу по северному маршруту Нового шелкового пути, на деятельности которого сегодня не могут не сказываться попытки Литвы блокировать транзит в российский эксклав.
Причем ранее стать «мостом» между Востоком и Западом Китай предлагал Литве. Понятно, что в Вашингтоне это не вызвало абсолютно никакого энтузиазма, ведь там видят Прибалтику исключительно как территорию для военных баз.
При сохранении нынешнего курса Литвы население страны ничего не приобретает, а только теряет от деструктивной внешней политики своих правителей.
Развитие сотрудничества с Россией и Китаем могло бы стать драйвером роста литовской экономики, однако вместо этого мы наблюдаем ее стагнацию и даже рецессию.
Но такова участь американских колоний. Попав в зону влияния США, независимая политика страны превращается в атавизм, а министр иностранных дел — в колониального чиновника, главной обязанностью которого становится удовлетворение интересов гегемона в отношениях с его конкурентами.