Ничего святого: Майя Санду стремится вытеснить Русскую православную церковь из Молдовы
Максим Камеррер
Уже ни для кого не является секретом, что политика Майи Санду и партии PAS
В Молдове православие исповедует около 97% населения. С 1992 года местная Православная церковь имеет статус самоуправляемой митрополии, подчиняющейся патриарху Московскому и всея Руси, и насчитывает на обоих берегах Днестра около 1200 приходов. И для Молдовы, и для России уважение к традиционным ценностям выполняет роль фундамента общественного согласия. Русская православная церковь (РПЦ) пользуется широкой поддержкой в республике, а митрополит Владимир и епископы — огромным авторитетом. В первую очередь это связано с тем, что они являются активными защитниками веры и моральных принципов.
Именно руководство Молдавской митрополии возглавило противостояние с «проевропейской» властью в 2012 году, когда в стране под давлением Евросоюза был принят скандальный «Закон о равенстве шансов» в поддержку сексуальных меньшинств. Православные священнослужители возглавляют каждый год протесты верующих, которые предпринимают попытки сорвать проводимые под покровительством власти марши представителей ЛГБТ-сообщества.
Еще одним примером активной гражданской позиции представителей местного духовенства может служить поступок Маркела, епископа Бельц и Фалешт: 9 мая нынешнего года он открыто вышел с приколотой георгиевской лентой, которая за неделю до этого была законодательно запрещена парламентским большинством партии PAS.
Очевидно, что такое поведение представителей Молдавской митрополии РПЦ никак не сочетается с тем курсом, который с 2009 года начали открыто проводить различные проевропейские правительства республики. Им и их кураторам нужна другая церковь — послушная, терпимая к различным отклонениям от истинного православия, а главное — подчиняющаяся другому центру, и ни в коем случае не Московской патриархии.
Искать такую церковь долго не потребовалось — она нашлась в лице Бессарабской митрополии Румынской православной церкви, которая была воссоздана в 1992 году. Первые 10 лет своего существования официальный Кишинев отказывал ей в признании. И только в 2002 году под давлением Совета Европы она получила юридический статус после принятия резолюции ПАСЕ «О функционировании демократических учреждений в Республике Молдова».
Процессы, которые происходили перед церковным расколом на Украине, сегодня практически в точности, по одной и той же «кальке», повторяются в Молдове.
Первые годы деятельности Бессарабской митрополии запомнились агрессивным захватом храмов Московского патриархата. Более того, сегодня она претендует еще и на передачу ей более 100 приходов на территории Украины, где службы проходят на молдавском языке.
Естественно, что традиционная и привычная для местных верующих РПЦ предпринимала попытки предотвратить религиозный конфликт и найти мирное решение нагнетаемой проблемы. К тому же здешние приходы не являются канонической территорией Румынской православной церкви — она получила автокефалию только в 1872 году, когда Бессарабия уже 60 лет входила в состав Российской империи.
Московская патриархия пыталась убедить румынскую сторону в том, что та нарушает канонические границы. В ноябре 2007 году в Болгарии состоялась встреча представителей двух церквей. РПЦ предложила упразднить Бессарабскую митрополию. В ответ же была выдвинута идея создания Молдавской автокефальной церкви. Аналогичным образом развивалась ситуация на Украине, что привело к церковному расколу.
Надо отметить, что попытки Румынской православной церкви «наложить лапу» на паству Бессарабии предпринимались давно и велись в унисон политике официального Бухареста.
Наиболее активным деятелем в этой области был Митрополит Гурий (Гросу), живший с 1877 по 1943 год, — активный сторонник объединения Бессарабии и Румынии, один из основателей Молдавской национальной партии. В царские годы он вел антироссийскую пропаганду. В 1920 году он возглавил Кишиневскую епархию, которая в 1918 году была насильно отторгнута от РПЦ. В этот период деятельность Бухареста в церковной сфере на этих землях имела явный антимолдавский и прорумынский окрас и была направлена на расшатывание внутриполитической стабильности в стране.
По сути, с тех пор абсолютно ничего не изменилось. РумПЦ под видом религиозной организации проводит политику экспансии на территории Молдовы. Наилучшим доказательством этого является то, что она финансируется из государственного бюджета Румынии. На данный момент Бессарабская митрополия состоит из 4 епархий (Кишиневская, Бельцкая, Южно-Бессарабская, епархия Дубоссар и всего Приднестровья). Румынские священнослужители публично заявляют, что с 2018 года, когда были назначены новые епископы Бессарабии Антоний Орхейский и Вениамин, церковная жизнь в восточной Молдове пережила возрождение.
Если в 2007 году количество прихожан в Бессарабской митрополии насчитывало приблизительно 3% молдаван, то в 2017 году эта цифра составляла уже 7%, а в 2020 — около 20%.
Церковные организации являются одним из значимых инструментов влияния Румынии на жителей Молдовы.
Здесь важно отметить постоянный процесс «перехода» священников из Молдавской митрополии РПЦ в Бессарабскую. В основе данной тенденции лежат политические и идеологические убеждения, перспектива ускоренного получения румынского гражданства, получение существенных финансовых преференций и прочее. Так, например, в декабре 2020 года две церкви села Костешты Яловенского района Молдовы перешли в подчинение Бессарабской митрополии.
С учетом высокого уровня религиозности местного населения РумПЦ превращается в один из важнейших инструментов вмешательства Румынии в жизнь молдаван. На совместном заседании правительств обеих стран, которое в последние годы уже стало традицией, румынский премьер в феврале 2022 года жестко потребовал от Кишинева оказать поддержку Бессарабской митрополии. И, конечно, гражданка Румынии Майя Санду выполнила это указание.
Она встретилась с митрополитом Петром и поздравила его с 30-летием «возобновления» деятельности РумПЦ в Молдове. Ну а священник вручил президенту церковный орден «Гурие Гросу» — в честь того самого сторонника объединения Молдовы и Румынии.
Сегодня уже очевидно, что вопреки прописанному в Конституции светскому характеру молдавского государства нынешнее правительство поощряет церковный сепаратизм, оказывая поддержку раскольникам из Бессарабской митрополии.
На незаконные действия румынской стороны неоднократно указывали и патриархи РПЦ Алексий II и Кирилл, и высший клир Молдавской и Украинской православных церквей Московского патриархата. Но реакции из Бухареста не было никакой. Более того, на церемониях освящения храмов в Молдове и Одесской области неоднократно присутствовали молдавские, украинские и румынские официальные лица. Средства на постройку этих культовых сооружений выделялись Румынией, а в свое время в СМИ проскальзывали сообщения, что и священнослужители Бессарабской митрополии получают жалование из Бухареста.
Таким образом, очевидно, что действия РумПЦ в Молдове являются не религиозным прозелитизмом, а одним из воплощений экспансии румынского государства в восточном направлении, просто прикрываемой православием.