Доноры для европейцев: власти Молдовы пустят на органы собственное население
Святослав Князев
Власти Молдавии резко упростили процедуру посмертного изъятия органов у населения для их последующей трансплантации и «обмена» в страны Евросоюза. Сам по себе факт превращения стремительно нищающей республики в потенциальный «склад» запасных сердец, почек и легких для европейцев смотрится грустно. Однако самое жуткое заключается в том, что вопросы донорства обычно обостряются в тех странах, в которых Запад собирается устроить военный конфликт.
Молдаване после смерти станут донорами органов, если при жизни не успеют оформить отказ, обратившись с соответствующим заявлением в государственные учреждения. Предпосылки для внедрения данной нормы были заложены еще в ранее принятом Законе № 42 «О трансплантации», однако конкретных механизмов ее реализации не существовало.
Но месяц назад Молдова спешно присоединилась к платформе Eurotransplant, и теперь уже через два-три месяца тотальному донорству в республике дадут зеленый свет. В стране заработает электронный реестр людей, которые осознанно откажутся передавать свои органы другим лицам.
«Те, кого не окажется в реестре отказов, автоматически станут донорами», — утверждает директор агентства по трансплантации Владимир Болокан.
«Когда появится реестр отказов, никаких обсуждений с семьей потенциального донора не будет», — заявила координатор трансплантации, преподаватель государственного университета медицины и фармации имени Николае Тестемицану Корнелия Гуцу-Бахов.
При этом, по данным молдавских СМИ, в прошлом году 75% родственников умерших людей отказывали врачам в изъятии органов у потенциальных доноров. Поэтому эксперты оценивают инициативу властей Молдовы с откровенным раздражением.
«Чудовищное решение в коррумпированной стране, где не действуют законы! Если человек попадет на операционный стол, например, после ДТП, то врачи решат, что у него неплохие почки, и зачем его спасать, когда можно сдать донорский орган и получить премиальный конверт? Что касается регистрации населения в реестре отказавшихся — говорить об этом смешно. Даже на сайте компенсации "энергоуязвимых" зарегистрировалось меньше трети домохозяйств. Кто из 60 процентов живущих в селах узнает о реестре? Это самое бесчеловечное решение после решения правительства Филата сделать гемодиализ частным. Отобрав у людей все — газ, свет, доступную еду и медицину, — власти хотят отобрать еще и органы», — пишет журналист Ион Стойка.
Однако даже критики действий официального Кишинева в сфере организации трансплантаций упускают один важный момент. Молдова — страна относительно небольшая. Соответственно, с точки зрения статистики, молодых и здоровых потенциальных доноров при спокойной военно-политической ситуации в ней не так уж и много. Тема с «принудительным» донорством понемногу обсуждалась в Кишиневе с 2018 года, однако теперь ее реализация приняла прямо-таки молниеносный характер. С чем связана такая спешка?
Знающие историю военных конфликтов новейшего времени наверняка обращали внимание на то, что тема трансплантаций в последнее время сопровождает военные кризисы постоянно.
Самой известной за последние десятилетия стала тема работы «черных трансплантологов» во время конфликта в Косово. Боевики из так называемой «Армии освобождения Косово» похищали сербов и нелояльных албанцев, чтобы в буквальном смысле разбирать их на органы. Цинизм похитителей доходил до такой степени, что они оставляли в живых человека с одной почкой, пока искали «покупателя» на вторую.
Сколько именно людей в то время стали жертвами этого «бизнеса» — неизвестно, но пропали без вести многие. Только бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте рассказывала о 300 подобных эпизодах. Однако Международный трибунал по бывшей Югославии расследования по этому поводу не начал. По словам дель Понте, чиновники миссии ООН по делам временной администрации в Косово, которую возглавлял будущий министр иностранных дел Франции и основатель организации «Врачи без границ» Бернар Кушнер, мешали расследованию.
Под следствие попали несколько человек, которые занимались нелегальными трансплантациями в Косово уже в 2000-е годы. Но даже тогда на скамье подсудимых оказались только рядовые исполнители, а организаторы ушли от ответственности.
Теперь многочисленные тревожные сигналы поступают с Украины.
Там команда Владимира Зеленского в 2021–2022 годах в спешном порядке приняла ряд нормативных актов, максимально упрощающих передачу донорских органов — в том числе за рубеж. Также с территории Донбасса в СМИ поступала информация об обнаружении захоронений людей с вырезанными внутренностями и о работе под прикрытием спецслужб медицинских бригад, извлекающих органы как у раненых военнослужащих ВСУ, так и у мирных жителей. И «Врачи без границ» на Украине сейчас также присутствуют.
Не хочется уходить в конспирологию, но прослеживаются явные параллели в сценариях. Ситуация в Молдове сейчас резко накалилась. Причем в республике возникли сразу две линии потенциальных конфликтов: с Приднестровьем и внутри страны с непокорными оппозиционерами.
И если еще весной риторика Майи Санду была преимущественно пацифистской, то с лета она стала куда более воинственной.
Прозрачные намеки на возможное начало боевых действий звучат от «ястребов» из ее команды — министра обороны Анатолия Носатого и главы Службы информации и безопасности Александра Мустяцэ. Призывают «разобраться» с Приднестровьем также представители официального Киева и влиятельные западные эксперты. Введение военного положения позволило бы президенту уцепиться за кресло, которое под ней сейчас очень сильно раскачивается.
Особенно любопытно то, что еще весной текущего года «Врачи без границ» заявили, что направляют свою миссию в Молдову. Под предлогом оказания помощи украинским беженцам…
Звучит цинично, но европейским трансплантологам выгодны войны в Старом свете.
У изъятых органов очень маленький срок хранения, и доставлять их в целости и сохранности из Сирии или Ирака весьма проблематично. А Молдова находится у европейцев под боком. И если там все равно рассматривается идея с развязыванием вооруженного конфликта ради удержания власти западными марионетками, то почему бы заодно не сделать приятное состоятельным гражданам Евросоюза, нуждающимся в новых органах, и не заработать немного денег? Хотелось бы ошибаться, но слишком многое указывает именно на это.