Политика Политика

Новая власть в Беларуси: какие изменения ждут республику в будущем

В Беларуси закончилось публичное обсуждение Закона о Всебелорусском народном собрании (ВНС). Его принятие должно завершить оформление новой архитектуры власти в соответствии с новой редакцией Конституции, которая была принята на референдуме 27 февраля и вступила в силу 15 марта 2022 года. Остается открытым вопрос, каким образом руководству Беларуси удастся безболезненно пройти период таких масштабных изменений в условиях нарастающего внешнего давления.

Закон о ВНС должен быть принят в течение года с момента принятия новой редакции белорусской Конституции. Власти республики первоначально обещали, что это произойдет этой осенью, но на дворе уже ноябрь, а закон прошел только стадию публичного обсуждения. Поэтому утвержден он будет уже, скорее всего, только на весенней сессии Национального собрания в будущем году.

Беларусь получила обновленную Конституцию уже более полугода назад. Новая ее редакция предполагает достаточно радикальное изменение системы власти — создание нового органа в лице ВНС и передачу ему значительной части полномочий президента. Однако пока республика продолжает жить «по старинке», а тема конституционной реформы ушла из информационного поля практически сразу после проведения референдума.

Во многом это связано с изменившимся внешнеполитическим контекстом. Специальная военная операция России на Украине и новая волна западных санкций полностью затмили эту повестку.

Более того, возникает вопрос, насколько вообще своевременны такие перемены в нынешних турбулентных обстоятельствах.

Нынешней конституционной реформе не везет с самого начала. Говорить о ней начали лет пять назад, в свете предполагаемой передачи власти. Устойчивые слухи о референдуме ходили в 2018 году, но тогда карты спутала «бархатная революция» в Армении, которая произошла там как раз после схожих изменений.

В результате вопрос об управляемом транзите оказался отложен на время после президентских выборов 2020 года, которые завершились массовыми протестами и затяжным политическим кризисом.

Именно для его урегулирования белорусские власти вернулись к теме конституционной реформы, позиционируя ее как инструмент общественного диалога и компромисса, хотя было понятно, что для «змагаров» это никаким компромиссом не является, да и участия в разработке нового варианта основного закона страны они не принимали.

Следующим тревожным звоночком стали события в Казахстане в начале 2022 года, основным итогом которых оказалось фактическое отстранение от власти Нурсултана Назарбаева.

Между тем, в Беларуси внимательно изучали казахстанский опыт, при котором Назарбаев, передав пост президента, сохранял значительную часть властных полномочий в качестве главы Совета безопасности. Более того, новая редакция Конституции Беларуси была написана именно по казахстанскому образу.

В самом деле, в дуумвирате президента и председателя ВНС сложно не усмотреть связку уходящего главы государства и его преемника. Гарантии предыдущему президенту, подробно расписанные в обновленной Конституции, также намекают на «транзитный» характер документа.

Когда грянул кризис в Казахстане, машина конституционной реформы в Беларуси уже была запущена и набрала обороты, поэтому ничего переигрывать не стали. Тем более, что после событий 2020 года белорусской власти было важно демонстрировать уверенность в собственных силах и действиях.

Однако проведение референдума совпало по времени с началом СВО и принятие новой редакции основного закона прошло практически незамеченным.

Тем не менее, реформирование идет своим чередом. Принятие закона о ВНС должно стать важным шагом в создании новой архитектуры власти. Закон призван уточнить и определить порядок формирования Народного собрания, его полномочия и функции.

ВНС в количестве не менее 1200 человек определяется документом как «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».

Его членами являются представители всех ветвей власти, включая президента, как действующего, так и бывшего, а также делегаты от гражданского общества.

ВНС берет на себя значительную часть полномочий главы государства, включая право назначения судей и председателя центральной избирательной комиссии. Кроме того, Собрание утверждает основные направления внутренней и внешней политики, принимает решение об отправке военнослужащих за пределы Беларуси и тому подобное. Также решает вопросы об отстранении президента от власти и легитимности выборов.

Вместе с тем, собираться орган со столь значительными полномочиями будет всего лишь раз в год, хотя возможны и экстренные внеочередные заседания. Функционировать на постоянной основе будет президиум ВНС в составе 15 человек во главе с председателем.

Собственно говоря, именно президиум и его глава и становятся новым центром власти, параллельным первому лицу государства. При этом его секретариат, создание которого также предусматривается новым законом, превращается в некий аналог администрации президента.

Появление этих новых институтов произойдет не сразу — закон должен вступить в силу только с 1 января 2024 года, а формирование ВНС и его органов произойдет еще позже. Таким образом, процесс переформатирования белорусской системы власти максимально растягивается, что вполне логично, учитывая, что международный фон сейчас отнюдь не благоприятствует масштабным политическим реформам.

В соответствии с действующей Конституцией, Александр Лукашенко может совместить посты президента и председателя президиума ВНС, но только до истечения нынешнего президентского срока в 2025 году.

Таким образом, 2025 год должен стать поворотным в жизни белорусской политической системы. Именно тогда полномочия президента и председателя президиума Народного собрания окажутся полностью разделены.

 

Всеволод Шимов

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
28 октября 2022
Мэр Кишинева Ион Чебан попросил привлечь премьер-министра Молдовы Наталью Гаврилицу и министра юстиции республики Сергея Литвиненко к общественным работам.
5 ноября 2022
В начале ноября исполняется два года с того дня, как был официально запущен первый блок Белорусской АЭС. Изначально проект критиковался как местной националистической оппозицией, так и соседями, в первую очередь Литвой. Тем не менее станция стала реальностью: первый энергоблок уже функционирует, а второй готовится к вводу в эксплуатацию. Несмотря на все препоны со стороны Запада, Беларусь получила в свое распоряжение новую высокотехнологичную отрасль, которая не только создает рабочие места для квалифицированных специалистов, но и играет важную роль в укреплении интеграционных связей в рамках Союзного государства.
1 ноября 2022
На пост спикера Сейма Латвии избран представитель объединения партий «Объединенный список» Эдвард Смилтенс.
1 ноября 2022
В Беларуси введены ограничения в отношении юридических и физических лиц из недружественных стран, являющихся инвесторами республиканских организаций. Соответствующий указ подписал президент Александр Лукашенко.