Защита от НАТО, или новый фронт СВО: Беларусь и Россия создают совместную группировку войск
Всеволод Шимов
На днях Александр Лукашенко на совещании по вопросам безопасности объявил о создании совместной с Россией региональной группировки войск. По словам белорусского лидера, ее формирование уже идет, а основу составят вооруженные силы Беларуси. Во многом это решение было принято в связи с участившимися в последнее время провокационными заявлениями представителей киевского режима, а также активизацией на белорусско-украинской границе вооруженных боевиков. Остается неясным, является ли усиление военного потенциала Беларуси сугубо оборонительной мерой или это подготовка к возможному участию республики в специальной военной операции.
Слухи о том, что Беларусь может вступить в открытый конфликт с Украиной или вновь предоставить свою территорию в качестве плацдарма для российских войск, в последние недели циркулируют весьма упорно.
Отчасти этому способствует и риторика официального Минска, который недавно обвинил киевский режим в подготовке диверсий на территории республики, а посол Украины Игорь Кизим в связи с этим был вызван «на ковер» в МИД. После подрыва Крымского моста Лукашенко выступил с очень резким предупреждением в адрес украинских властей о недопустимости подобных атак в отношении Беларуси и пригрозил жестким ответом, если подобное все-таки произойдет.
Одновременно с этим белорусские силовики рапортуют о росте напряженности на границе с Украиной. По их данным, украинские формирования осуществили минирование пограничных территорий, а также взорвали все мосты, ведущие в сторону Беларуси.
Кроме того, по данным республиканского погранкомитета, вместо украинских пограничников на границе действуют неопознанные вооруженные люди, регулярно совершающие всевозможные мелкие провокации. Таким образом, эта местность сейчас напоминает скорее позиционный фронт, чем границу двух государств.
В последнее время распространяются сообщения о новом накапливании российских войск на территории Беларуси и даже о передаче им части белорусского оружия. Вместе с тем в Минске продолжают последовательно подчеркивать, что принимать непосредственное участие в специальной военной операции (СВО) на Украине вооруженные силы республики не будут. Также всячески отрицаются слухи о возможной мобилизации.
По словам белорусских официальных лиц, основной функцией Беларуси в рамках СВО является защита западных рубежей Союзного государства от возможных угроз со стороны блока НАТО, в первую очередь Литвы и Польши.
Вот и создание совместной с Россией региональной группировки войск было анонсировано Лукашенко в контексте угрозы с запада, а не с юга. По словам президента Беларуси, военная мощь наращивается в связи с обострением на границах Союзного государства — то есть речь, очевидно, идет прежде всего о польско-литовском направлении.
Пока что подобный конфликт представляется в большей степени гипотетическим. Все-таки любые агрессивные действия со стороны Варшавы и Вильнюса в отношении Минска как главного союзника Москвы будут означать прямое столкновение НАТО с Россией со всеми вытекающими последствиями такого шага. Очевидно, на данный момент Альянс к подобным действиям не готов и предпочитает оставаться в режиме прокси-войны, воюя с РФ руками украинских солдат. В этой связи нельзя не отметить, что та же Польша, будучи одним из главных западных «ястребов», ведет себя достаточно тихо и смирно — по польским меркам, конечно же.
Остается открытым вопрос, насколько значительным будет присутствие вооруженных сил России в Беларуси. В частности, будут ли наконец созданы полноценные российские военные базы, разговоры о которых ведутся давно, но пока безрезультатно. Судя по словам Лукашенко о том, что региональная группировка создается на основе белорусских войск, масштабного прибытия ВС РФ в республику пока не планируется.
Как бы там ни было, в случае вооруженного столкновения Беларуси и Украины эти войска могут быть задействованы на данном направлении. Но остается открытым вопрос, насколько высока вероятность такого конфликта сегодня.
С одной стороны, киевский режим, безусловно, рассматривает северного соседа как источник угрозы. Памятуя о событиях февраля-марта текущего года, эти опасения вполне обоснованны.
В случае чего основной целью украинских ракетных атак станет прежде всего железнодорожная инфраструктура Беларуси, чтобы осложнить и затормозить перемещения российских и белорусских войск. К слову сказать, в первые дни СВО на БЖД действительно произошел ряд мелких диверсий.
Нельзя исключать и удары по таким объектам, как Мозырский НПЗ, расположенный в непосредственной близости от границы с Украиной. Это стало бы серьезным ударом по белорусской экономике, а также осложнило бы обеспечение союзных вооруженных сил горюче-смазочными материалами.
Однако на сегодняшний день эти, безусловно, серьезные угрозы опять-таки представляются в большей степени гипотетическими. Киевский режим не заинтересован в эскалации на северном направлении, ведь любой удар по инфраструктуре Беларуси будет воспринят официальным Минском как casus belli и приведет к полномасштабным боевым действиям.
А воевать на два фронта Украина явно не способна. Думается, именно по этой причине Киев до сих пор воздерживался от ударов по территории Беларуси, хотя российские Брянская, Белгородская и Курская области подвергаются украинским ракетным атакам регулярно.
Особенно невыгодно обострение отношений с Минском киевскому режиму сейчас, когда ВСУ перешли в контрнаступление в Харьковской и Херсонской областях. Однако очевидно, что это наступление дается Украине ценой напряжения всех ресурсов, и начала боевых действий еще на одном направлении украинская армия просто не выдержит.
Белорусско-украинские отношения сейчас пребывают в состоянии холодной войны. Граница двух стран превращена в позиционный фронт, но двигать его пока не хочет ни одна, ни другая сторона. При этом, учитывая непредсказуемость и несамостоятельность команды Зеленского, ситуация может измениться в любой момент.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН