Борьба за право прислуживать Западу: в Латвии проходят выборы в Сейм
Святослав Князев
Сегодня граждане Латвии выбирают очередной состав Сейма. Хотя некоторые изменения в расстановке сил, судя по всему, произойдут, в целом особых сенсаций от волеизъявления жителей ждать не стоит. Сама политическая система республики изначально построена таким образом, чтобы заведомо исключить возможность проведения по-настоящему демократических выборов. Поэтому официальная Рига будет продолжать обслуживать западные элиты вопреки интересам собственного населения.
Официальная дата проведения выборов в латвийский парламент — 1 октября, хотя фактически голосование идет уже почти неделю. Те, у кого по каким-то причинам нет возможности отдать свой голос в субботу, могли сделать это с 26 сентября. В среднем по стране так поступили более 4% избирателей, но на отдельных участках — почти 9%.
Сама предвыборная кампания, по словам экспертов, была достаточно скучной, и каких-то сенсаций от результатов волеизъявления в целом ждать не приходится.
Любые альтернативные источники информации в Латвии уже давно заблокированы, поэтому избирательная гонка проходила в условиях пропагандистского единообразия, направленного на восхваление США, НАТО и Евросоюза.
Главным политическим изменением по сравнению с прошлыми выборами может стать снижение количества мест в Сейме партии «Согласие», за которую традиционно голосовали русскоязычные граждане. Об этом, по крайней мере, свидетельствуют результаты социологических опросов. Политическая сила, которая долгое время была крупнейшей в республике (хотя и попадала в оппозицию из-за того, что против нее группировались либеральные и ультранационалистические партии), сейчас может оказаться на третьем-четвертом местах.
Западные и украинские обозреватели пишут об этом с двойным злорадством, объясняя снижение популярности «Согласия» тем, что некоторые из видных спикеров партии после госпереворота в Киеве в 2014 году и начала войны в Донбассе не стали открыто поддерживать позицию России и разочаровали тем самым свой электорат.
Но говорить о результатах выборов всë равно рано — как в конечном итоге проголосуют критически настроенные по отношению к действующей власти латвийцы, пока непонятно. Находясь фактически под оккупацией, люди могут просто не доверять проводящим опросы социологам. Впрочем, даже если представить, что «Согласие» сможет повторить свои прошлые успехи, скорее всего, исход формирования правительственной коалиции был бы тот же самый, что и раньше.
В Латвии пока что называют лидером предвыборной гонки радикально прозападную популистскую партию «Новое единство», получившую худший результат на прошлых выборах из прошедших в Сейм партий, но «приватизировавшую» пост главы правительства в результате «подковерных» коалиционных переговоров.
Партия позиционирует себя как либеральная, среди ее лидеров есть даже открытые представители ЛГБТ-сообщества. Однако ее политические позиции в отношении русскоязычных — скорее ультраправые. В частности, представители «Нового единства» призывают покончить с любыми мягкими формами ассимиляции русского населения, вроде «общественной интеграции», и перейти вместо этого к концепции формирования единой «политической нации». Такой подход до боли напоминает политику «онемечивания», которую в свое время пропагандировали германские нацисты.
В целом, как пишут западные СМИ, в правительственную коалицию, скорее всего, снова войдут либералы и ультраправые (в частности представители «Национального объединения» и «Консервативных», инициировавшие недавно снос советских памятников).
«Сенсаций от выборов ждать не приходится. Вся система заточена под то, чтобы лидерами голосования в Латвии становились те, кто сносят советские памятники, произносят русофобские речевки и готовы служить Западу», — рассказал в разговоре с RuBaltic.Ru заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор политический наук Андрей Кошкин.
После выхода Латвии из состава СССР практически всë русскоязычное население было официально лишено право голоса и других политических прав, несмотря на то, что этнические русские составляли более трети (34%) от ее населения.
По сути, в республике был установлен режим, напоминающий во многом южноафриканский апартеид, однако это никого не смущало, так как активное вовлечение русскоязычных в политические процессы пугало западные державы, заинтересованные в контроле над официальной Ригой.
Статус «неграждан» до сих пор имеют почти 10% населения Латвии. Абсолютное большинство из них — этнические русские. Те же, кто прошел так называемую процедуру натурализации, фактически загнали себя в политическую резервацию. Таких жителей достаточно, чтобы заявить о себе вслух, но недостаточно для того, чтобы что-то изменить. Поэтому правящий режим просто использует их для того, чтобы изображать «игру в демократию».
При этом находящиеся при власти партии пытаются сохранить политическое влияние, делая ставку на этнический национализм, шовинизм, русофобию и использование языка ненависти по отношению к «нелояльному» русскому населению, которое уже на уровне президента страны предлагается «изолировать» от латвийского общества.
Правда, грядущей зимой «устойчивость» прозападных сил ожидают серьезные испытания. Несмотря на то, что Брюссель «подкармливает» официальную Ригу своими дотациями, латвийская экономика достаточно нестабильна — в ходе глобального кризиса 2008 года она показала один из самых худших результатов в мире, рухнув на 18%.
Сейчас же даже радикально-прозападные эксперты говорят о том, что Латвии не избежать рецессии на фоне попыток давления Евросоюза на Россию.
Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс назвал наступающую зиму «сложной» и предсказал экономический спад (хоть и попытался успокоить местное население, назвав возможное падение экономики «неглубоким»). Похожий прогноз сделала и и. о. главного экономиста Swedbank в Латвии Агнесе Буцениеце: во втором квартале текущего года местная экономика уже упала на 1% и дальше будет только хуже.
Официальная Рига слишком зависима от российских энергоносителей и является «слабым звеном» в составе Евросоюза. В ситуации, когда серьезные проблемы ощутят более «важные игроки», спасением Латвии никто заниматься не будет.
Поэтому проходящие выборы — это шанс для тех из латвийцев, кто пока что голосует за «умеренные» силы, чтобы понять, что те ведут их ведут в никуда. За лозунгами о «правах человека» и «европейском выборе» на самом деле скрывается радикальный национализм и работа на иностранные государства.
«Прозападные партии Латвии, будь то либеральные или националистические, на практике ничем друг от друга не отличаются. Поэтому выборы в Сейм — это всего лишь борьба за право обсуживать интересы западных элит. Будучи неспособными построить развитую экономику и решить реальные проблемы своих избирателей, они для отвлечения внимания пугают их виртуальной угрозой, исходящей якобы от России, хотя абсурдность подобных утверждений — очевидна», — отметил Андрей Кошкин.
Экономический конфликт с Россией, спровоцированный Западом, — это прекрасная возможность для жителей многих стран Восточной и Центральной Европы, осознать, как их обманывают ориентированные на Брюссель и Вашингтон правительства. Холодные батареи и пустые холодильники, в этом смысле, — прекрасные наглядные пособия. Поэтому главное политическое событие в Латвии этой осенью — не выборы в Сейм, а первые холода.