Ситуация с разнообразными свободами и правами человека, о которых так любят говорить на Западе, в Молдове очень мало напоминает «демократические» стандарты. Команда Майи Санду пошла проторенной дорожкой русофобии, которую ранее проложили Украина и страны Прибалтики: в республике настойчиво пытаются выдавить русский язык из всех сфер жизни. Но молдавское руководство не может или не хочет понять, что основой стабильности любого государства является уважение прав и свобод всех этнических групп населения.
Современная западная демократия базируется на определенном и достаточно кратком перечне нескольких тезисов — своего рода «священных коровах», которые априори считаются незыблемыми, как те слоны, стоящие на гигантской черепахе и поддерживающие Землю в виде полусферы. Однако на поверку все эти «священные коровы» оказываются таким же мифом, как и представления древних людей о мироустройстве, а действительность — гораздо более жесткой и циничной.
Именно так обстоит дело и с правом на доступ к всесторонней и объективной информации — фундаментальным правом человека. Как декларирует ОБСЕ, «Право на свободу информации — это неотъемлемая часть свободы выражения мнения, одной из важнейших основ демократического общества и одного из ключевых условий его прогресса и развития».
Ежегодно 28 сентября в мире даже отмечается Международный день всеобщего доступа к информации — памятная дата, учрежденная ЮНЕСКО в 2015 году. Генеральная Ассамблея ООН в 2019 году также включила эту дату в список своих международных дней.
Принцип всеобщего доступа к информации был провозглашен в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека, 19 статья которой гласит о том, что человек обладает правом и свободой искать, получать и распространять информацию. Однако многочисленные разоблачения и скандалы на эту тему, самым ярким из которых является история Джулиана Ассанжа, наглядно демонстрируют, что ни о каком свободном доступе к информации речь даже не идет. В реальности население получает только те данные, которые угодны лидерам «демократического общества».
Одним из наиболее ярких примеров в этой области может служить Молдова, где внутренняя политика руководства становится всë более авторитарной.
Придя к власти, Майя Санду и ее партия PAS занялись вовсе не выполнением предвыборных обещаний — реформой юстиции, борьбой с коррупцией и расследованием кражи миллиарда долларов из банковской системы страны, а устранением оппозиционных партий и политиков. Для этого использовался старый способ — контроль над юстицией и открытие уголовных дел против конкурентов, среди которых оказался и предшественник Санду на посту главы государства Игорь Додон.
Параллельно с этим шла «зачистка» и медийного поля республики. Первыми попали под удар русскоязычные СМИ как альтернативный и востребованный источник информации о специальной военной операции (СВО) на Украине.
Для этого в конце февраля 2022 года парламент Молдовы ввел в стране чрезвычайное положение, а трансляцию телепередач из России ограничил. Кроме того, был заблокирован новостной сайт «Sputnik Молдова» и ряд других русскоязычных ресурсов.
Целью новой власти является не просто цензура, а переформатирование сознания молдаван: началась героизация солдат Румынии, которые вместе с гитлеровской Германией оккупировали территорию Молдовы в 1941 году и приняли самое деятельное участие в организации Холокоста, в ходе которого были уничтожены более 300 тысяч бессарабских евреев.
Однако сегодня об этом не принято говорить. Дни памяти жертв Холокоста отмечают, но кто именно всë это устроил — замалчивают. Данная информация, по мнению нынешнего руководства, не для широкой аудитории, потому что люди могут начать задавать законные вопросы о тех, кого сегодня называют «героями-освободителями».
Зато под запрет попал священный для всех молдаван символ памяти о героях Великой Отечественной войны — георгиевская лента, ношение которой теперь наказывается штрафом до 250 евро.
Также насильно насаждается чуждая населению Молдовы — страны, где православными христианами являются 96% граждан, культура ЛГБТ. Постоянная пропаганда сексуальных маргиналов и извращенцев, мероприятия по продвижению новомодных веяний о «многочисленных гендерах», проведение гей-парадов — вот та повестка, для которой открыты все двери в провластных СМИ и кабинетах функционеров PAS.
И всë же самым ярким примером демократического лицемерия и применения двойных стандартов стало ограничение на показ в Молдове российских новостных и аналитических передач. 22 июня — весьма символичную дату для этого выбрали молдавские власти, в стране вступил в силу закон «О защите информационного пространства», согласно которому запрещается ретрансляция новостей, телевизионных и радиопрограмм информационного, информационно-аналитического, военного и политического содержания.
Ни один человек в республике не сомневается, что этот закон направлен против Российской Федерации и той информации, которая никак не согласуется с откровенно прозападной политикой Санду и ее партии.
Нынешняя атака на российские СМИ — далеко не первая. В 2018 году по инициативе находившейся тогда у власти Демократической партии, которую полностью контролировал тогдашний «хозяин всея Молдовы» олигарх Влад Плахотнюк, был принят закон «О борьбе с иностранной пропагандой», который вскоре трансформировался в борьбу с «российской пропагандой» и был использован для запрета новостей из России на ТВ.
При этом нарушается не только право молдаван на доступ к информации. Запрещая ретрансляцию российских телепрограмм, молдавская власть нарушает пункт 2 статьи 13 Конституции Республики Молдовы, которым устанавливается, что «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка».
Очевидно, что официальный Кишинев действует по хорошо известной «кальке», снятой с аналогичных последовательных действий, апробированных в других странах.
Ограничения в отношении российских телеканалов — первый шаг на пути к их полному запрету, как это происходило на Украине и в странах Прибалтики, где также очень любят поговорить о европейских ценностях и свободах.
Сегодня уже можно смело применять к молдавской власти понятие «режим» в сочетании с прилагательным «авторитарный». Глава государства, не стесняясь в выражениях, может публично назвать кого-то вором, забывая о том, что подобные вердикты имеет право выносить только суд. Зато в отношении своих приближенных она готова так же безапелляционно, как это было в случае с вице-премьером Андреем Спыну, заявить, что обнаруженные на его заграничных счетах 43 миллиона долларов «он честно заработал, занимаясь бизнесом».
Сегодня многие эксперты высказывают мнение, что следующей целью команды Санду станет активное вытеснение русского языка из всех сфер жизни республики. Собственно, оно уже началось — в этом году было принято решение о том, что избирательные бюллетени на выборах всех рангов больше на нëм печататься не будут.
При этом русский язык является вторым по распространенности в Молдове и основным языком межнационального общения. По данным переписи 2014 года, на нëм в быту разговаривали 14,5% граждан, хотя доля русских в республике составляет всего 4,1%.
Молдаване должны иметь право выбирать, на каком языке говорить, смотреть фильмы, читать книги, получать образование и информацию. Потому как основой внутриполитической стабильности любого государства является уважение прав и свобод различных национальных и этнических групп населения.