Политика Политика

На пути к распаду: Молдова отказывается идти на переговоры с Приднестровьем

17 сентября 2006 года свыше 97% жителей Приднестровья на всенародном референдуме высказались за присоединение к Российской Федерации. Москва, в свою очередь, постоянно выступает с позиции территориальной целостности Молдовы и надеется на мирное урегулирование приднестровской проблемы. Однако политика, проводимая сейчас официальным Кишиневом, может привести не только к утрате земель на левом берегу Днестра, но и к полной потере страной независимости и поглощению ее Румынией.

Сегодня Молдова, хотя и находящаяся под внешним управлением, продолжает оставаться формально независимой страной. Одна из главных причин этого — существование непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), являющейся одним из «якорей», удерживающих Молдову от поглощения Румынией.

Активная фаза вооруженных столкновений на левом берегу Днестра проходила с марта по июль 1992 года, в результате чего погибло более тысячи человек, 4,5 тысячи с обеих сторон были ранены. Только вмешательство в конфликт подразделений 14-й армии России привело к остановке кровопролития.

На данный момент мир на этой территории обеспечивают российские миротворцы. При этом Приднестровье — единственный регион в Восточной Европе, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и больше никогда не возобновлялись. Однако до полного политического урегулирования событий 30-летней давности еще далеко.

Единственно возможный выход из сложившейся ситуации — федерализация и нейтральный статус Молдовы — неприемлем для тех, кто хочет по образцу Украины превратить страну в военный плацдарм НАТО.

Годы, миновавшие с окончания «горячей фазы» конфликта, не прошли впустую. В Приднестровье с самого начала очень ответственно и вдумчиво подошли к построению государственности: оно не ограничилось созданием армии и силовых ведомств. С самых первых дней провозглашения ПМР там были созданы банковская система, которая практически сразу ввела в обращение свою валюту — приднестровский рубль, таможня, а также отраслевые министерства, курировавшие многочисленную промышленность региона. Одним из первых созданных государственных органов стала и Центральная избирательная комиссия.

За прошедшие 30 с лишним лет, кроме регулярных выборов главы и Верховного совета, в Приднестровье было организовано семь всенародных референдумов, затрагивающих различные вопросы. Самые важные из них состоялись 1 декабря 1991 года — по вопросу о независимости республики (за это проголосовали 97,7% участвовавших) — и 17 сентября 2006 года — о присоединении к Российской Федерации (за проголосовало 97,1%) или вхождении в состав Республики Молдова (против проголосовало 94,6%).

Результаты референдумов говорят сами за себя, однако Москва постоянно подчеркивает, что рассматривает Приднестровье как неотъемлемую часть Молдовы.  

Это было подтверждено и 9 сентября 2022 года на встрече главы Комитета по международным делам Государственной думы РФ Леонидом Слуцким с депутатами парламента Молдовы от партий «Шор» и ПКРМ.

«Россия безоговорочно поддерживает единство и территориальную целостность Республики Молдова. Мы выступаем за мирное урегулирование приднестровской проблемы и ратуем за возобновление прямого политического диалога между Кишиневом и Тирасполем на всех уровнях», — заявил Слуцкий. Он напомнил, что позиция руководства Российской Федерации всегда оставалась неизменной и что по этому вопросу у российского политического руководства существует консенсус.

Однако в Тирасполе питают надежды на изменение этой позиции в контексте специальной военной операции ВС РФ и возможного уже в ближайшем будущем выхода российской армии на границу Приднестровья.

Тем более что с молдавской стороны наблюдается полное игнорирование печального опыта Украины по части превращения в антироссийский плацдарм для НАТО.

Отход Молдовы от сбалансированной внешней политики, основанной на прописанном в Конституции принципе нейтралитета, резко повысил угрозу ее безопасности. Происходящее осложняется катастрофической ситуацией в экономике, падением уровня жизни населения и ростом протестных настроений.

Все это может радикально осложнить процесс урегулирования в Приднестровье, особенно учитывая то, что прозападная власть во главе с Майей Санду с самого начала событий на Украине заняла откровенно антироссийскую позицию. Более того, официальный Кишинев рассматривает предложения представителей киевского режима по силовому решению приднестровской проблемы.

Позиция Тирасполя, напротив, продемонстрировала конструктивный подход в этой сложной обстановке. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский еще в середине августа призвал Майю Санду к переговорам «о принципах мирного политического урегулирования в Приднестровье». Это предложение было изложено в письме, направленном президенту Молдовы. В нем также было выражено сожаление, что и «прошлое обращение полугодовой давности осталось без ответа». 

По мнению главы ПМР, продвигаемая Санду политика «все больше отдаляет Молдову от положения нейтральной страны», а «происходящее сегодня на Украине — прямое следствие неспособности к достижению компромиссов за столом переговоров».

«Задача восстановления диалога между Приднестровьем и Молдовой сейчас актуальна как никогда ранее и при наличии политической воли выполнима», — говорится в послании. 

Однако на него, как и на предыдущие послания, приднестровская администрация ответа не получила. Письмо Майя Санду прокомментировала так: «Молдова соблюдает нейтралитет. Давайте не позволим, чтобы нами манипулировали из Приднестровья или пророссийские политики из Кишинева или Москвы». Примечательно, что это заявление было сделано в эфире унионистской радиостанции Vocea Bessarabiei («Голос Бессарабии»).

Проводимая Кишиневом политика, выражающаяся в сближении с НАТО и ЕС, способна радикально осложнить процесс приднестровского урегулирования и создать дополнительные угрозы территориальной целостности республики. Самым печальным последствием подобных действий молдавских властей может стать пересмотр Россией своего видения Приднестровья как неотъемлемой части Молдовы.

Для молдавского государства это может закончиться не только утратой земель на левом берегу Днестра, но и полной потерей независимости и поглощением Румынией.

Альтернативой этому является только один-единственный вариант, который предлагал в феврале 2020 года предыдущий президент Игорь Додон — дать «широкую автономию» Приднестровской республике, чтобы разрешить затяжной конфликт. Практически это означало возрождение плана федерализации Молдовы, который известен как «меморандум Козака» и был в последний момент отвергнут молдавской стороной в 2003 году. Однако за прошедшие годы ничего лучше и реалистичнее этого плана так и не появилось.

Возможно, развитие специальной военной операции России на Украине подарит Молдове еще один шанс реализовать план по объединению страны и направить ее на путь, который принесет ей мир, возможность развития и процветания.

Читайте также
16 сентября 2022
Молдаване платят самую высокую цену за газ в Восточной Европе из-за некомпетентности правительства, которое не может договориться с «Газпромом» о выгодных поставках.
16 сентября 2022
72,9% жителей Молдовы считают, что президент республики Майя Санду должна отправиться в Москву на переговоры по газу.
16 сентября 2022
Президент Молдовы Майя Санду 18 сентября полетит в Лондон, чтобы принять участие в похоронах королевы Елизаветы II.
16 сентября 2022
Кишинев предложил Тирасполю обсудить политический статус региона, но представители Приднестровья отказались. Об этом заявил вице-премьер по реинтеграции Молдовы Олег Серебрян.